База и программа исследования

Методы исследования

:

Анализ литературы по теме исследования.

Проведения и анализ анкетирования.

Этапы исследования:

1 этап – анализ литературы по теме исследования.

2 этап – разработка содержания опытно-экспериментальной работы и реализация ее на практике.

3 этап – анализ результатов исследования; написание методических рекомендаций на основе анализа результатов исследования, оформление работы.

Для диагностики и выявления предпочтений в «телесмотрении» основным методом исследования было выбрано анкетирование. Нами была разработана анкета «Телевизионные предпочтения старшеклассников» (см. Приложение 1) состоящая из 14 вопросов, ответы на которые позволили увидеть отношение старшеклассников к назначению телевидения вообще и некоторым популярным передачам в частности. Несколько вопросов заставили участников задуматься над тем, сколько времени они находятся у телевизора и может ли длительный просмотр телепередач нанести вред здоровью. Кроме того, мы попытались выяснить наиболее актуальные темы для учеников старших классов, обсуждаемые сегодня на экранах телевизоров. Разработанная анкета имеет 6 открытых вопросов, чтобы респонденты могли свободно указать героем какой телепередачи или фильма они хотели бы стать, а так же перечислить передачи, которые они смотрят каждый день. Так же 6 закрытых вопросов предлагают старшеклассникам выбрать для чего они смотрят телевизор, выбрать наиболее достоверный источник получения информации. В 2-х вопросах анкеты респонденты могут продолжить предложенные утверждения.

Анкетный опрос проводился в одной из школ Павловского района Алтайского края. Исследование проводилось в старших классах (9-11) средней общеобразовательной школы. Бланки с текстами анкет в формате А4 были розданы ученикам во время классного часа, исследование проводилось в присутствии классных руководителей. В анкетировании приняли участие 30 старшеклассников, в возрасте от 15 до 17 лет.

В этой же группе респондентов был выявлен уровень социализированности по методике М.И. Рожкова (см. Приложение 2) Цель использования данной методики - выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Для исследования уровня социализированности участникам эксперимента предлагалось прочитать двадцать суждений и оценить степень своего согласия или несогласия по 4-х балльной шкале.