Конкретные примеры организации воспитательного процесса. Кинофильм «Спасите наши души»
Этюд
Педагог читает стихотворение Д.Г. Левитеса «Отлучение» и анонсирует фильм.
Я – скульптор, моя мастерская – класс,
Щёки горят, чёлки отброшены…
Десятками пар ушей и глаз
Уставились на меня сейчас
Будущие эйнштейны и Ломоносовы.
И, словно ваятель на влажной глине,
Словом оставлю нужный след.
Ошиблась рука и вместо линии,
Правильной и незаменимой,
Уродливый шрам на много лет…
Но как ни старайся, как не трудись –
Вряд ли достигнешь цели конечной:
Необожжёнными входят в жизнь
Глиняные мои человечки…
Как Вы думаете, сколько раз нужно обжечься, чтобы повзрослеть? Сейчас Вы посмотрите фильм главные действующие лица которого – Зина и Миша живут в небольшом провинциальном городке. Им по 13 лет. Сложности, с которыми ребята сталкиваются дома, толкают их на воровство…
Как Вы думаете, есть ли нравственные законы жизни? Что в современном мире значат деньги? Уместна ли фраза, которую можно слышать от молодых людей: «Чем больше взрослею, тем больше имею?» (Начинается просмотр фильма.)
Экспликация
Педагог (или ребёнок в роли ведущего) задаёт вопросы и выслушивает ответы ребят.
1. К кому обращено название фильма? Чьи души нужно спасать и от чего?
2. Что побуждает Зину украсть первый раз, ведь она , кажется идёт на преступление не ради себя?
3. Почему Зине нравится Миша, а не другие её сверстники? Можно ли сказать, что мотоцикл Миши - это атрибут его взрослости?
4. Почему Зине было легко украсть деньги , необходимые для ремонта мотоцикла?
5. Что побуждает подростков совершать кражу барсеток из машин?
6. Почему они принимают решение тратить деньги только на себя? Как вам нравится утверждение Зины о том, что «дети должны заботится о своём будущем, чтобы потом позаботиться о своих детях»?
7. Что побуждает ребят дать деньги на операцию больной девочке?
8. Почему сразу после совершения этого доброго поступка они начинают шантажировать больного мальчика, сидящего в машине?
9. Где и когда человек переходит ту грань, за которой утрачиваются нравственные ориентиры?
10.Можно ли сказать, что сработал закон социальной справедливости, когда парочка юных воришек попала под жестокий прессинг отца больного мальчика?
11.Почему при словах своего сына: «Папа, а ты купишь мне такой же мотоцикл, когда я вырасту?» - тот прерывает «разборку» с Мишей и Зиной, и выбрасывает собранные ими деньги в реку?
Рефлексия
Педагог сосредотачивает внимание подростков на разрешении проблемы посредством побуждающих вопросов.
1. На какие атрибуты взрослости, по – вашему, ориентируются современные подростки? (Дорогой сотовый телефон, сигареты, физическая сила и др.)
2. Почему для подростков так важно всё это?
3. Можно ли по-другому проявить себя в компании? Как?
4. Можно ли сказать, что преступать нравственный закон для достижения внешних атрибутов взросления – это неверный путь? Если да, то почему?
5. А если взрослеть по-настоящему, то какие из нравственных качеств человека могут выйти на первое место, составив конкуренцию внешним атрибутам взрослости?
6. Можете ли Вы рассказать как менялись Ваши взгляды на понятие «взрослый» в 10, 12, 14 лет?
7. Оглянитесь, не раздаётся ли рядом с нами сигнал «SOS»? Что Вы можете сказать вашим сверстникам, ставшим на скользкий путь, что можете сделать для них?
Названия киноработ, которые могут быть использованы социальным педагогом в работе со старшеклассниками:
- «Невидимые дети» (режиссёры Э. Кустурица, С. Ли, Р. Скотт, К. Лунд, С. Венерузо) разговор об отношении к детям, о долег взрослых пере молодым поколением (зеркало для политиков, представителей системы социальной защиты, педагогов, родителей).