Технология воспитания старшеклассников как телезрителей
Концептуальной составляющей предлагаемой технологии воспитания компетентного телезрителя является преодоление негативных и формирование позитивных стереотипов телезрителя.
Все мы являемся телезрителями, все мы по-разному подходим к выбору просмотра телепередач. Одних привлекает динамика сюжета, других – поэтичность языка, третьих – познавательная насыщенность, четвёртые смотрят всё подряд, и чем больше, тем лучше. Мы по-разному относимся к процессу просмотра телепередач: для одних это отдых, развлечение, для других – скучная обязанность, для третьих - серьёзная работа. Эти отличия обусловлены сформированными стереотипами телезрителя. Такие стереотипы могут быть полезными, а могут быть и неправильными и даже вредными. Последние приводят к тому, что человек попросту «убивает время» просмотром телепередач, не способствуя саморазвитию, ограничивает себя просмотром телепередач низкого культурного уровня. Негативные стереотипы телезрителя формируются с детства и закрепляются в период школьного обучения. Поэтому преодоление негативных и формирование позитивных стереотипов – одна из важных педагогических задач.
Другой основной идеей предлагаемой технологии является интегративность: воспитание старшеклассников как телезрителей охватывает содержание различных учебных предметов и внеучебной деятельности. Осуществлять такое воспитание должен не только классный руководитель, но и другие учителя, а так же педагог-психолог и социальный педагог образовательного учреждения.
Ещё одна идея – сотрудничеств с семьёй. Отношение старшеклассников к просмотру телепередач во многом зависит от родителей. От того, какие у них стереотипы зрителя, организуют ли они совместный просмотр телепередач, обсуждение увиденного, расширяют ли круг зрительских интересов детей во многом завися особенности их детей как телезрителей.
Итак, генеральная цель технологии – воспитание компетентного телезрителя. Частные цели технологии помогут ответить на вопрос «Что такое компетентный телезритель?»: 1. Компетентный телезритель- это прежде всего разборчивый телезритель. Результатом её достижения является готовность к рациональному выбору телепередач. 2. Компетентный телезритель –это также увлечённый, познающий, исследующий телезритель. Результат достижения этой цели – готовность к постановке личностно значимых, развивающих целей просмотра телепередач. 3. Компетентный телезритель – это ещё и вдумчивый, заинтересованный телезритель, воспитание которого является третьей частью технологии. 4. Компетентный телезритель – критически мыслящий телезритель. Результат достижения этой цели – готовность к адекватной оценке увиденного.
Перейдём к содержанию технологии. Анализ научно – педагогических работ и педагогической практики позволил выделить следующие стереотипы, преодоление которых и является главной целью технологии. Первая группа, относящаяся к воспитанию разборчивого телезрителя – стереотипы зрительских интересов и предпочтений (всеядный телезритель, конформист, ограниченный телезритель, привередливый телезритель). Позитивным стереотипом для данной группы будет являться стереотип разборчивого телезрителя: круг его зрительских интересов широк, но при этом он рационально подходит к выбору книг и телепередач, выбирая те из них, которые имеют высокий культурный уровень, приносят пользу, способствуют саморазвитию.