Социальная защита детей-сирот как направление социальной политики
Содержание ребенка, родители которого умерли или лишены родительских прав, обходится государству около 25 тысяч гривен в год. В месяц выходит – 2,083 тысячи гривен. Такая сумма тратится на проживание одного ребенка в приютах, детских домах и интернатах. Если ребенок попадает в приемную семью или детский дом семейного типа, на его содержание приемные родители получают материальную помощь в размере двух прожиточных минимумов.
На ребенка в возрасте до 6 лет с 1 января 2008 года выплаты составляют 526 гривен х 2, на ребенка от 6 до 18 лет - 663 гривни х 2. К ним необходимо прибавить еще 35% от этой суммы за исполнение родительских обязанностей. Выходит более 1,5 тысяч месяц в зависимости от возраста ребенка. А если такой ребенок остается в семье под опекой одного из родственников (например, бабушки и дедушки с их небольшими пенсиями), то государство платит лишь один прожиточный минимум, т.е. в два с лишним раза меньше.
Под опекой родственников в Донецкой области находится около 70% таких детей. Однако кроме любви и семейного окружения, детям для полноценного развития нужны и одежда, и питание, немалое место в расходах занимают и траты на обучение, а также многое другое. Областной госадминистрацией не раз вносились предложения уравнять в финансовом плане опекунов (попечителей) с приемными семьями, детскими домами семейного типа, что дало бы возможность детям-сиротам оставаться под опекой близких родственников, а не пополнять детские дома и приюты. В Донецкой области 14 приютов, 125 приемных семей, 11 детских домов семейного типа, в них воспитывается 281 ребенок. В Донецке 4 детских дома семейного типа, в которых проживают и воспитываются 38 детей, и 6 приемных семей, которые приняли 11 детей. [Электронный ресурс: Донецкие новости http://dnews.donetsk.ua/2008/01/30/ukraine-deshevle-obxodjatsja-deti-zhivuschie-v-rodnyx-semjax/]
Дом ребенка – учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического и психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3 лет, дети с дефектами физического и психического развития до 4 лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Основная деятельность дома ребенка – воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку.
Детский дом – государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причинах), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднения в их содержании и воспитании.
Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД.
Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам их замещающим, или направлены для поступления в ВУЗы, лицеи, техникумы или на работу. Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе.
Школа-интернат – государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении.
Различают несколько типов интернатов:
- интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии;
- вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития (эти интернаты, как и первые, находятся в ведении Министерства образования);
- интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты.