Диагностика уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста в школе-интернате
V. ВВ - враждебность по отношению к взрослым. Симптомы 1- 4 - ребенок проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом враждебности или депрессии. Симптомы 5- 9 - относится ко взрослым то враждебно, то старается добиться их хорошего отношения. Симптомы 10- 17 - открытая враждебность, проявляющаяся в асоциальном поведении. Симптомы 18- 24 - полная, неуправляемая, привычная враждебность.
VI. ТД - тревога по отношению к детям. Тревога ребенка за принятие себя другими детьми. Временами она принимает форму открытой враждебности. Все симптомы одинаково важны.
VII. А - недостаток социальной нормативности (асоциальность). Неуверенность в одобрении взрослых, которая выражается в различных формах негативизма. Симптомы 1- 5 - отсутствие стараний понравиться взрослым. Безразличие и отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними. Симптомы 5-9 у более старших детей могут указывать на определенную степень независимости. Симптомы 10-16 - отсутствие моральной щепетильности в мелочах. 16 - считает, что взрослые недружелюбны, вмешиваются, не имея на это права.
VIII. ВД - враждебность к детям. (От ревнивого соперничества до открытой враждебности.)
IX. Н - неугомонность. Неугомонность, нетерпеливость, неспособность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления. Склонность к кратковременным и легким усилиям. Избегание долговременных усилий.
X. ЭН - эмоциональное напряжение.
Симптомы 1- 5 свидетельствуют об эмоциональной незрелости. 6- 7 - о серьезных страхах. 8- 10 - о прогулках и непунктуальности.
XI. НС - невротические симптомы. Острота их может зависеть от возраста ребенка; они также могут быть последствиями существовавшего прежде нарушения.
XII. С - неблагоприятные условия среды. Сигнализирует о том, что ребенок растет в неблагополучной среде, прежде всего семейный круг.
XIII. СР - сексуальное развитие. Фиксирует общую оценку темпам и направленности полового развития.
XIV. УО - умственная отсталость Констатирует уровень отставания в учебе и оценку общего уровня умственного развития.
XV. Б - болезни и органические нарушения. Содержит внешние признаки, по которым можно определить заболевание ребенка, но, конечно, нельзя поставить точный диагноз.
XVI. Ф - физические дефекты. Обращает внимание на ненормальности телосложения, слабое зрение и слух.
При заполнении карты наблюдений на бланке отмечается наличие какой-либо особенности поведения ребенка знаком "+", а его отсутствие знаком "-". В каждом СК баллы по образцам поведения суммируются, т.е. каждый СК получает определенное количество баллов. Затем баллы по каждому СК переводятся в процентные показатели (сумма баллов делится на максимально возможную сумму и умножается на 100 %). Проценты показывают насколько сильно выражен определенный СК от максимально возможной выраженности. Для каждого СК числовые шкалы (от 0% до 100%) разбиты на пять интервалов:
0-20% — слабая выраженность данного качества.
20-40% — заметная выраженность.
40-60% — сильная выраженность
60-80% — очень сильная выраженность.
80-100% — чрезмерная выраженность качества, когда оно уже перерастает в другое качество (например, бережливость перерастает в жадность).
Использование "Карты наблюдений" Скотта дало возможность выявить исходную степень социальной адаптации детей обеих групп, которая была практически одинаковой. Это можно видеть в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Исходный уровень социальной адаптации детей
№ |
Симптомокомплексы |
Экспериментальная группа (серьезные нарушения) |
Контрольная группа (серьезные нарушения) | ||
кол-во |
% |
кол-во |
% | ||
1. |
Недоверие к новым людям |
16 |
80% |
15 |
75% |
2. |
Депрессия |
13 |
65% |
13 |
65% |
3. |
Уход в себя |
11 |
55% |
12 |
60% |
4. |
Тревожность по отношению к взрослым |
20 |
100% |
19 |
95% |
5. |
Враждебность по отношению к взрослым |
15 |
75% |
16 |
80% |
6. |
Тревога по отношению к детям |
15 |
75% |
14 |
70% |
7. |
Ассоциальность |
13 |
65% |
10 |
50% |
8. |
Враждебность к детям |
17 |
85% |
17 |
85% |
9. |
Неугомонность |
5 |
25% |
6 |
30% |
10. |
Эмоциональное напряжение |
12 |
60% |
10 |
50% |
11. |
Невротические симптомы |
8 |
40% |
9 |
45% |
12. |
Неблагоприятные условия среды |
5 |
25% |
5 |
25% |
13. |
Сексуальное развитие |
2 |
10% |
2 |
10% |
14. |
Умственная отсталость |
3 |
15% |
1 |
5% |
15. |
Болезни и органические нарушения |
5 |
25% |
6 |
30% |
16. |
Физические дефекты |
3 |
15% |
4 |
20%: |