Использование комплекса игр в работе с детьми-сиротами
Таким образом, игровые технологии по своей природе располагает к участию в ней любого человека. Остановимся на основных особенностях игрового взаимодействия.
1. Условность игры позволяет игрокам быть причастными к грандиозным событиям. Игровое пространство и время может сжиматься и, наоборот, растягиваться. Игры позволяют получить целостное представление о реальности за счет условности, воспроизведения лишь существенных компонентов системы, сжатия временных и пространственных интервалов.
2. Игра это проба потенциальных возможностей личности, но в отличие от действительности без ущерба.
3. В игре исчезает конкретная личность и появляется роль, в которой могут проявиться скрытые до этого возможности человека.
4. В игре нет внешних отрицательных оценок, всегда есть риск, неопределенность, но никогда нет страха, т.е. в игре человек свободен.
Рассматривая социализированность как сложное структурное образование, интегрирующее информационный, мотивационный и деятельностный компоненты, в ходе эксперимента последовательно сменялись группы игр.
Таблица 2.2Последовательность усложнения игровой деятельности
Компоненты |
Цель |
Игры |
Результат |
Информационный |
Расширение социальных знаний о социальном мире, социальных ролях |
Сюжетно-ролевые игры ("Пациент и врач", "Пожарники", "Брейн - ринг", "Роли", "Парикмахерская", "Загадочный калейдоскоп" и др.) |
Вхождение в информационное пространство, умение обсуждать социальные явления, ориентироваться в потоке информации |
Мотивационный |
Освоение социальных отношений; анализ фактов, вычленение главного |
Игры с элементами соревнований, психодраматические взаимодействия ("Спасательный круг", "Вперед, романтики", "За спиной", "Идеальный другой", "Догнать мяч", "Страна Олимпиадия" и др.) |
Способность действовать адекватно условиям, оперативно оценивать условия и партнеров, коррекция своего поведения |
Деятельностный |
Освоение способов взаимодействия со средой, самостоятельное освоение передачи информации другим людям |
Режиссерские игры ("Пойми меня", "Утренняя звезда", "Летние забавы", "Лунный маскарад", "Белое и черное", "Праздник – безобразник", "Земля-матушка", "В мире животных", "Мы и природа" и др.) |
Осознание ответственности за свои поступки, включенность ребенка в самостоятельное творчество, осознанное отношение к игре как общественно и личностно значимой деятельности, направленность на передачу социальной информации |
Каждый предшествующий блок игровой программы являлся подготовительным по отношению к последующему, более высокому, а вновь приобретенные умения детей служили основой для развития новых компонентов социализированности детей-сирот. Модель социализации личности ребенка в учреждениях закрытого типа в процессе игровой деятельности представлена в таблице 2.2.