Социальный конфликт - условие для успешного функционирования общества.
Взаимодействуя друг с другом, люди не только ставят конструктивные цели, не только стремятся к сотрудничеству. Жизнь устроена таким образом, что человеку нередко приходится бороться за те блага, которые ему необходимы для поддержания существования или для удовлетворения амбиций. Именно по этой причине и возникают социальные конфликты.
Социальный конфликт –
это столкновение, противодействие двух или большего числа социальных групп.
В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта. Среди участников конфликта различают оппонентов (т.е. тех людей, которые заинтересованы в объекте конфликта), вовлеченные группы и заинтересованные группы. Что касается вовлеченных и заинтересованных групп, то их участие в конфликте вызывается либо тем, что они способны повлиять на исход конфликта, либо тем, что результат конфликта затрагивает их интересы.
Социальный конфликт признается решающим фактором социального развития. Еще в прошлом веке Г. Спенсер рассматривая соц. конфликт с позиций социального дарвинизма, охарактеризовал его как неизбежное явление в истории человеческого общества и стимул социального развития.
Г. Зиммель, называя конфликт «спором», считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации. Л. Фон Визе, отвергая дарвинистский подход к конфликтам, как проявлению естественного отбора, выдвинул идею регуляции конфликтов через дружеское соглашение или с помощью социальных институтов.
Один из основателей чикагской школы «соц. экологии» - Р.Э. Парк включил конфликт в число четырех основных видов социального взаимодействия наряду с соревнованием, приспособлением и ассимиляцией. С его точки зрения, соревнование, являющееся соц. формой борьбы за существование, будучи осознанным, превращается в конфликт. В свою очередь, конфликт способствует приспособлению и может привести через ассимиляцию к прочим взаимным контактам и сотрудничеству.
Американский социолог Льюис Э. Козер считает, что каждое общество содержит некоторые элементы напряжения и потенциального конфликта. Рассматривая конфликт, как «важнейший элемент социального взаимодействия», который способствует разрушению или укреплению социальных связей, он определяет его как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства соц. групп или индивидов, борьбу за блага, изменение статуса, власть, прибыль, перераспределение доходов и т.п. он считает объективной стороной конфликта. Разрушение соц.
Связей угрожает лишь закрытым обществам, где конфликты разделяют на два «враждебных класса», потрясают «основы коллективного согласия» и могут разрушить саму общественную систему через насилие. В открытых же обществах конфликтам дается выход, а соц. институты оберегают основное общественное согласие.
Р. Дарендорф считает конфликт результатом сопротивления существующим во всяком обществе отношениям господства и подчинения, а причины конфликта – неустранимыми. В целом же у него конфликт оказывается не разрушительным, а способствующим поддержанию равновесия, тем более, что в любой системе, по его мнению, существуют и стабильность, и изменение, интеграция и конфликт, функция и дисфункция.
Хотя конфликт и признается одним из главных двигателей соц. прогресса, в паре с ним обычно упоминаются «согласие», «стабильность», «порядок» и т.п. Причем, согласие считается нормальным состоянием общества, а конфликт – временным.
Из всего этого можно сделать вывод, что конфликт является необходимым условием успешного функционирования общества, т.к. он дает стимул к поиску новых путей выхода из кризисной ситуации, принятию новых решений, а следовательно, и развитию общества в целом.