Стадии, способы и средства социализации личности
Вырванный из начального единства с природой, человек стремился обрести новые связи – социальные, которые заменяют ему те, которых он лишился. От того, насколько это удается, зависит его душевное здоровье. Даже при полном удовлетворении физиологических потребностей человек воспринимал бы свое состояние одиночества и отделенности как тюрьму, из которой он должен вырваться, чтобы сохранить душевное здоровье. И в самом деле, индивид, потерпевший неудачу в попытке приобщиться хоть к чему-нибудь, т.е. как бы пребывающий в заключении, даже не находясь за решеткой, - психически нездоров. Приобщенность выступает в виде подчинения, когда человек преодолевает изолированность своего индивидуального существования, становясь частью кого-то или чего-то большего, нежели он сам, и испытывает чувство тождественности благодаря приобщению к силе, которой он подчинил себя. Или в виде господства, превращая в других в часть самого себя. Реализация стремления к подчинению и господству никогда не приносит удовлетворения, поскольку любая степень подчинения и господства всегда оказывается недостаточной, чтобы дать человеку чувство тождественности и единения. Только одно чувство, по Фромму, удовлетворяет человеческую потребность в единстве с миром – любовь. «Любовь – это объединение с кем-либо или чем-либо вне самого себя при условии сохранения обособленности целостности своего собственного «Я». Итак, условием психически здоровой жизни является достижение какой-либо формы приобщенности, но продуктивная форма – любовь – позволяет человеку обрести единство с ближним и в то же время сохранить свою целостность.
Способом приобщения служит социализация. В широком смысле социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его функционирования в обществе. От социализации следует отличать воспитание, представляющее собой целенаправленное воздействие на человека с целью его социализации в определенном направлении, а также образование – «формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания от одного человека или группы другим»
Как происходит социализация? Один из основоположников социальной психологии Г. Тард (1843-1904) считал, что именуется три механизма социализации, и назвал их законом.
1. Закон подражания (или повторения): дети подражают взрослым, подчиненные – руководителям, обычные люди – знаменитостям и т. д.
Моды, традиции и ритуалы зиждятся на подражании. На этом же принципе основывается приобщение к новациям. Одни выступают в качестве генераторов идей (творческое меньшинство), другие в качестве их распространителей. Так как в обществе одновременно действуют несколько моделей для подражания, то их интерференция приводит еще к одному закону.
2. Закон противопоставления. Это противостояние происходит в обществе и в душе каждого человека, который выбирает одну из нескольких моделей поведения. Иногда, скажем, учителя сокрушаются: «Мы учили разумному, доброму, а вырос преступник»1. Все дело именно в противоборстве различных моделей социализации. Истинный элемент социального противоположения надо искать в каждой отдельной общественной личности всякий раз, когда она колеблется, принять ли ей или отвергнуть тот или другой, предлагаемый ей новый образец построения речи, постройки домов, образа мышления, направления в искусстве или устройства личной жизни. Это колебание, эта внутренняя борьба, повторяющаяся миллионы раз в миллионах экземпляров и есть элементарное бесконечно-малое и бесконечно-плодотворное противоположение в истории. Данная борьба приводит в действие третий закон.