Заключение

Таким образом, после исследования темы настоящей работы можно сделать определенные выводы:

В ходе дипломной работы было неоднократно сказано, что основным нормативно-правовым актом, в котором закреплен правовой статус ветерана, является Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Этот закон в течение достаточно длительного времени не имел аналогов. Действующая до его принятия система социальной защиты ветеранов представляла собой значительное по объему сочетание разноплановых правовых актов, обладавших различной ведомственной принадлежностью и принятых в разное время, что создавало определенные трудности при их применении и вызывало оправданное недовольство среди ветеранов, их постоянные жалобы и обращения в органы власти и управления.

Консолидация разрозненных правовых норм о социальной защите ветеранов в единый законодательный массив - беспрецедентное явление в истории отечественной системы социальной защиты. Федеральным законом «О ветеранах» было устранено большинство проблем правоприменительной практики, сформирована единая правовая основа государственной социальной политики по защите ветеранов, создан базис правового регулирования общественных отношений, возникающих как следствие динамичного развития социума.

Законодатель особо подчеркивает, что по содержанию рассматриваемый нормативный акт имеет целью создание достаточных условий ветеранам, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Поставленные цели, по мнению разработчиков данного закона, должны достигаться посредством наделения различных категорий ветеранов определенным набором льгот и социальных гарантий, которые позволят компенсировать денежные потери, вызванные возрастом, изменением социального положения и т.п. Вместе с тем этот закон - типичный образец нормы материального права, декларирующий возможность получения различных гарантий, компенсаций и льгот, не раскрывая при этом механизма их реализации.

В основу построения рассматриваемого нормативного акта был положен принцип дифференцированного деления определенного набора льгот и социальных гарантий ветеранов между их категориями, которые формировались с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда и других обстоятельств.

Вместе с тем, являясь одним из элементов системы правового регулирования государственной социальной политики, Федеральный закон «О ветеранах» как никакой другой подвергался частым изменениям, отражая как динамику регулируемых им общественных отношений, так и проводимые государством социальные преобразования. Наиболее серьезные изменения были внесены Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так называемый Закон о монетизации льгот. Последний установил новый порядок финансирования и предоставления социальных льгот начиная с января 2005 г., а также разграничил полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в сфере обеспечения ветеранов социальными льготами. Еще одним направлением реформы явился пересмотр всего комплекса действующих на период ее проведения льгот.

В новой редакции Федерального закона «О ветеранах» в настоящее время наметилось две основные тенденции: параллельно с количественным увеличением категорий лиц, на которых распространяется его действие, качественно сокращаются основные льготы и социальные гарантии: в частности, так называемые «повседневные» льготы и компенсации (медицинское обслуживание, транспортные льготы).

Перейти на страницу: 1 2 3 4