Заключение

Третий подход делает упор на когнитивном аспекте этих различий. Для него оказывается более значимым не только определение частности различий и оперирование ее показателями, но и установление того, что трудно поддается объяснению, поскольку выходит за рамки стандарта.

Таким образом, теоретическое исследование гендерной асимметрии в языке позволило сделать вывод о том, что современный русский язык и другие языки не являются нейтральными в гендерном отношении. В нем проявляются и закрепляются гендерные отношения в обществе. Все это нашло отражение в проведенном нами социологическом анализе репрезентации мужчин и женщин в вузовских учебниках по социологии и политологии.

Социологический анализ репрезентации мужчин и женщин в учебной литературе по социологии и политологии для студентов выявил ее «бесполость». Адресуемые студентам учебные материалы рассчитаны на некоего «усредненного субъекта», в действительности являющегося мужчиной или женщиной.

Проведенное эмпирическое исследование подтвердило, что андроцентризм языка проявляется в таких языковых конструкциях, в которых в паре всегда первым указывается мужчина. В учебниках имеет место дискриминация в языке, проявляющаяся в игнорировании, когда отождествляются понятия «человек» и «мужчина». Мужчины показаны как агенты социального действия, как положительные герои. Женщины, как правило, упоминаются в примерах, связанных с домашней, семейной, приватной сферой в связке с пожилыми людьми и детьми как уязвимые группы общества.

Авторы проанализированных учебников помещают мужчин в публичную, а женщин в приватную сферы. И прямо и косвенно указывают на приоритет публичной сферы как мужской по сравнению с частной, как женской.

Анализируемые учебники практически не содержат гендерной терминологии, тематики, но в то же время тексты пособий не являются гендерно нейтральными.

В основном андроцентризм социологического знания заключается в следующем: общественная сфера это сфера деятельности мужчин. Мужчина понимается как норма и образец социального субъекта, как агент социального действия, что достигается отождествлением человека и мужчины, приведением мужчин в примерах, построением текста, основанного на мужском опыте и обращённого к мужчинам, сравнением женщин и мужчин всегда в пользу вторых, употребление пар «мужчина и женщина» с женщиной на втором месте. Авторы учебников, как правило, разводят понятия «мужчина» и «муж» в демонстрации позитивных и негативных примеров; сожалеют о потере мужчинами общественного лидерства.

Андроцентризм языка проявляется также и в стереотипных языковых конструкциях, в которых в паре всегда первым указывается мужчина: «мужчины и женщины» «пасынки и падчерицы», «сын и дочь», «отец и мать», «дед и баба», «юноши и девушки». Сопоставляя мужчин, и женщин авторы выбирают за эталон сравнения «мужское», если речь идет о значимом и положительном явлении общественной жизни, и женское, если предлагается обратная ситуация.

Проделанный социологический анализ репрезентации мужчин и женщин в учебной литературе по социологии и политологии позволяет сделать вывод о том, что ситуация, при которой подавляющее большинство учебников социологии и политологии оказываются лишенными гендерного подхода и гендерной чувствительности, не может считаться нормальной. Отсутствие представлений о гендерной стратификации для современной социологии равносильно отсутствию упоминания о стратификации расовой, этнической и классовой. Социологическое образование, которое можно получить, опираясь на эти учебники (за некоторыми исключениями), будет неполноценным и профессионально ущербным.

Перейти на страницу: 1 2