НТР как социокультурная характеристика Запада в новое время.
Научно-техническая революция дала два метода, или подхода, решения какой-либо проблемы – рациональный и научный.
Первый подход к проблеме – рациональный или «рационализация». Он не исключает привлечение науки для решения частных проблем, и деятельность по рациональной схеме может давать весьма существенные результаты.
Второй подход - научный – состоит в том, что внимание сосредотачивается только на выходе, а сам социальный институт и его структура мыслятся лишь одним из возможных решений.
Различие между подходами в том, что если рационализация видит естественную характеристику в снятом выборе и сотворенности института, то есть рассматривает его целостность как неустранимую рамку, в которой должна решаться проблема обновления или оптимизации, то научный или «атеистический» подход считает саму эту рамку посылкой излишней, рассматривает и снятие выбора и создание таких целостностей как предметы человеческой деятельности.
Задолго до официального появления опытной науки в Европе уже сложились такие условия, когда она могла использовать на правах науки продукты чужих ритуалов (то есть достижения других культур), могла обеспечить для них процесс накопления фундаментальности. В этом смысле европейская наука появилась не на пустой формальной должности, а вытеснила с нее заимствования – первичную форму, или проформу европейской опытной науки.
Опытную науку Нового времени характеризует эксперимент, критика пророков, недоверие к церковным авторитетам и состояние сомнения к их учениям, складывается естественнонаучное умонастроение, определенное отношение к природе. Познание начинает мыслиться не в терминах постижения конечных и высших истин, а терминах накопления выбора.
Недоверие к пророкам и к той форме, в которой осуществлялась коммуникация между человеком и богом, как раз и оказывается местом прорыва в новый вид деятельности – в прикладную теологию, в которой религиозный экстаз единения с богом нагружен научной функцией.
В новых условиях, когда материальное начало стало быстро расти по составу, нужно было либо изыскать способ заставить бога работать, либо отказаться от услуг бога и передать его функции какому-то другому механизму.
Наука становиться отдельной, независимой сферой деятельности. Отделение науки от метафизики отражало объективное расщепление единой прежде функции стабильного существования общества на две самостоятельных функции: чистая стабильность (метафизика) и функция обновления (наука).
В науке люди сотрудничают не потому, что их вынуждает к этому вышестоящая власть, а потому, что они сознают – только в добровольном сотрудничестве каждый может внести свой вклад.
Решающая роль личного начала, яркая индивидуальность, необычность мысли, нетрадиционные задачи и методы их исследования – ключ к научному творчеству («кумуляция разномыслия»). Ее можно понимать двояко: 1. избежание повтора и плагиата; 2. движение связи различного, комплектование неповторимых продуктов человеческой мысли в структурную целостность.