Развитие социологии в России: основные этапы и направления
в условиях коммунистической диктатуры и сталинской тирании, социология была практически ликвидирована. Тоталитарный режим коммунистов не нуждался в правдивой информации, научных исследованиях реальных социальных процессов. Ему нужны были пропаганда «преимуществ и успехов социализма». Так, что со смертью Сталина, с началом разоблачений культа его личности и наступлением «хрущёвской оттепели», начался новый, четвёртый этап Предлагаем купить пандус для инвалидов в каталоге от производителя.
в жизни отечественной социологии – этап её постепенного и трудного возрождения. В Советском Союзе начали появляться специализированные социологические учреждения (Санкт-Петербург, Ростов, Сибирь), объединения учёных, социологические журналы, вузовские кафедры, лаборатории и т.д.
Социология в России начала развиваться приблизительно в то же время, что и на Западе. Однако в нашей стране эта наука приобрела некоторое своеобразие, состоящее в следующем:
1) большинство теорий, созданных русскими исследователями, имели явную идеологическую направленность – они служили теоретическим обоснованием тех или иных политических идеологий;
2) их создатели стремились осмыслить и теоретически обосновать социокультурное своеобразие России.
Анархизм
М. Бакунина и П. Кропоткина основывается на идее свободы личности как ее естественного состояния, которое не должно нарушаться никакими общественными институтами. М. Бакунин полагал, что свобода имеет социальный характер – она может быть осуществлена только через общество при самом строгом равенстве и солидарности каждого со всеми. Он сформулировал "Теорию социализма и федерализма", согласно которой 1) социализм как общественный строй должен быть основан на личной и коллективной свободе, на деятельности свободных ассоциаций; 2) государство должно быть устранено; 3) отношения между субъектами должны строиться на принципах федерализма (их свободного и равного союза).
П. Кропоткин разработал теорию "анархического коммунизма", который, по его мнению, мог возникнуть на основе личной и коллективной свободы трудящихся, общества равных между собой людей, целиком основанного на самоуправлении. Идеология анархизма не выдержала проверки временем, однако его центральные представления о справедливости, равенстве, свободе личности, самоуправлении и федерализме в общественной жизни и сегодня имеют немало сторонников и последователей.
Социология народничества
представлена трудами П. Лаврова и Н. Михайловского, которые полагали, что важнейшей задачей социологии является изучение мотивов деятельности людей и их нравственных идеалов. Их исследования основывались на субъективном методе
, суть которого сводится к изучению "критической мысли в человечестве", а также субъективной позиции самого социолога.
Развитием идеи о субъективном методе стало учение о двуединой правде: правде-истине, представляющей собой объективный анализ явлений общественной жизни, и правде-справедливости – субъективном анализе общественной жизни, открывающем путь к гармоническому сочетанию интересов всех людей. П. Лавров сформулировал теорию солидарности
, которая, по его мнению, представляет собой общность интересов, убеждений и привычек людей, осознание ими того, что личный интерес совпадает с общественным. Из этого следует задача социологии – изучить и понять формы солидарности, условия ее упрочения или ослабления при разном уровне развития людей и различных формах их общежития.
Н. Михайловский плодотворно исследовал проблемы взаимодействия личности и общества, героя и толпы. Он разработал "Теорию общественного прогресса", движущими силами которого, по его мнению, являются: 1) разделение труда; 2) борьба нового уклада общественной жизни со старым; 3) борьба передовых и реакционных идей; 4) борьба передовых и реакционных общественных идеалов.
Психологическая социология
в России представлена работами Е. Де Роберти и Н. Кареева. Эти исследователи подходили к изучению общественных процессов с позиций психологического детерминизма, который опирается на следующие принципы: