Особенности политического сознания современного студенчества
Современное российское студенчество подвергается пристальному вниманию социологов. Исследуются социальные проблемы, менталитет, ценностные ориентации, жизненные установки современных студентов.
Результаты социологических исследований молодёжи вообще и студенческой молодёжи, в частности, позволяют учёным сделать вывод о том, что события последних двадцати лет в России привели к тому, что у большинства молодых людей выявляется «мозаично-эклектический псевдоменталитет», т.е. отсутствие какой-либо более или менее четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок, явные противоречия в сознании»,[45] что сказывается и на особенностях политического сознания молодёжи.
Особенности политической социализации и политического сознания студенчества также не оставлены без внимания социологов и политологов.
Изменение социализационных механизмов, высвобождение молодежи из-под общественно-политического контроля в 90 -е гг. повлекли изменения в процессе интеграции молодежи в политическую сферу российского общества, которые выразились в создании множества молодежных организаций, формировании молодежных секций в рамках основных политических партий и др. Однако многие исследователи отмечают сегодня в целом низкое доверие представителей студенчества к действующим властным институтам, политическим партиям и большинству их молодежных лидеров. Это недоверие является следствием отсутствия реальных политических сил, отстаивающих интересы молодёжи, нерешённости её насущных социальных проблем. Молодёжь уже не верит провозглашаемым политиками лозунгам, так как не верит в их реализацию на практике. Популистские лозунги отталкивают студенческую молодёжь от участия в политике, способствуют росту нигилизма. В частности, об этом свидетельствуют данные социологического опроса, проведённого среди петербургских студентов в 2007 г.[46]
Участие в политической жизни в шкале ценностных суждений, предложенных в ходе анкетного опроса студентам пяти петербургских вузов, заняло последнее место (это занятие привлекает лишь 7,3% опрошенных). На первое место студенты ставят жизненный успех, материальное благополучие, на второе - возможность самореализации в профессии , на третье - семью.
Политикой интересуется лишь 19,4% опрошенных, отсюда и неопределенные политические позиции студентов: лишь треть из них (31,1%) имеет сложившиеся политические убеждения (по самооценке), в то время большая часть студентов либо вообще ими не обладает, либо никогда не задумывалось об этом (соответственно 30,5 и 39,4%).
Однако другие исследования говорят о несостоятельности распространенного в последние годы стереотипа об аполитичности студенческой молодежи, вернее о том, что молодёжь не интересуется политикой.
Так, опрос студентов провинциальных вузов центра России показал, что лишь 7% студентов не интересуются политикой вообще. Хотя и утвердительный ответ «интересуюсь» дало всего лишь 21% респондентов. Активно участвуют в политической жизни в качестве члена политической партии, движения лишь 5% процентов опрошенных. Гораздо больший процент участвует в политической жизни только в качестве избирателя - 56%[47].
Среди казанских студентов 75 % выбрали в 2007 г. положительный вариант ответа об участии в голосовании. [48]
Социологический опрос студентов московских вузов, проведённый в 2008 году, показал, что интересуются политикой 42, 3 %, принимают участие в политике в качестве избирателей 80, 2 %, принимают активное участие в политической жизни в качестве члена политической партии или политического движения - 5,8%.[49]
Социологи также отмечают более высокий интерес к политике у студенческой молодёжи, чем у молодых людей, не обучающихся в вузе.
Большое воздействие формирование политического сознания студенческой молодежи отказывают средства массовой информации, что ведет к пассивному формированию политического мировоззрения.
Е.В.Ефимова отмечает, что СМИ играют двойственную роль в формировании политического сознания молодёжи, с одной стороны, призывая активно участвовать в политической жизни, с другой, пропагандируя индивидуализм, приоритет материальных ценностей.
Социологический опрос студенчества Казани позволил исследователю сделать вывод о том, что студентам присущ пассивный политический конформизм с высоким уровнем потребления политической информации и низким уровнем активного политического участия (исключая голосование на выборах). Казанские студенты в целом поддерживают ценности существующей политической системы.[50]
Конформное отношение молодых людей к власти обеспечивает целый ряд факторов, связанных со СМИ:
1) важные проблемы общества (безработица, проблемы образования, насилие на телеэкране, культура и нравственность в российском обществе) редко упоминаются в выпусках новостей;