Заключение
В данной работе были рассмотрены некоторые теории мотивации как зарубежных так и отечественных ученых. В результате их анализа и сопоставления, было установлено, что среди них наиболее перспективными являются теория профессиональной мотивации Д. Мак-Клеланда, К. Адельфера и модель Л. Портера – Э. Лоулера. Был сделан вывод о том, что совокупность этих теорий мотивации профессиональной деятельности, наработки отечественных ученых в этой области, а также, в частности А.С. Макаренко, будет оптимальным для применения в работе с молодежью.
Во второй главе были рассмотрены особенности мотивации профессиональной деятельности молодых людей в возрасте от 16 до 22 лет. Выявлены следующие особенности:
1) Потребность в автономии
2) Потребность в самоутверждении, самореализации
3) Потребность в уважении, признании своих заслуг
4) Определенная система ценностных ориентаций (индивидуалистические ценности)
5) Своевременное выявление личностной направленности (особенно негативной)
Были предложены методики для анализа мотивационных факторов. С помощью данных методик возможно вовремя распознать в какой мере та или иная особенность мотивации молодых людей удовлетворяется. Также, по результатам этих методик, можно определить эмоциональную направленность личности, ее ценностные ориентации, доминирующие потребности, установить уровень мотивации и ее социально-психологические установки. Также были представлены методики на выявление уровня удовлетворенности работой и типа мотивации профессиональной деятельности.
Все эти знания особенностей мотивационной сферы молодежи позволят эффективно использовать различные мотивационные системы на предприятиях и в учебных заведениях. Это, в свою очередь, позволит повысить не только производительность труда и успешность обучения, но и скорректировать ценностно-мотивационную систему молодых людей.
[1] Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. – М., 2008.- С. 7.
[2] Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента. М., 1992.- С. 359.
[3] там же – С. 262.
[4] Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: тексты / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 1982.
[5] Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента – М., 1992, С.267
[6] Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента – М., 1992.
[7] Носкова О.Г. Психология труда – М., 2004.
[8] Носкова О.Г. Психология труда – М., 2004.
[9] ШульцД., Шульц С. Психология и работа. – СПб., 2003, С.279.
[10] Носкова О.Г. Психология труда – М., 2004.
[11] Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента. М., 1992.-
[12] Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. – СПб.: Питер, 2003.
[13] Там же
[14] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента. – М., 1992.
[15] Занковский А.Н. Организационная психология. – М., 2000.
[16]Мескон М.Х. Основы менеджмента. М. 1992. С. 377
[17] ШульцД., Шульц С. Психология и работа. – СПб., 2003.
[18] Мескон М.Х. Основы менеджмента. М. 1992. С. 377
[19] ШульцД., Шульц С. Психология и работа. – СПб., 2003
[20] ШульцД., Шульц С. Психология и работа. – СПб., 2003
[21] Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. – М., 2008.
[22] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента. – М., 1992.
[23] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента. – М., 1992.
[24] Там же
[25] Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. – М., 2008.
[26] Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после. – М., 2003.
[27] Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. -Л.: Наука, 1979.
[28] Выготский Л.С. Детская психология. Педология подростка. Т. 4 – М., 1984.