Социальная адаптация как цель воспитательной работы в детском доме
Социальная дезадаптация – это неприспособленность индивида к социальной жизни в обществе. Социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения. У подростков социальная дезадаптация выражена в бродяжничестве, аморальном поведении, правонарушениях и преступлениях, алкоголизме и наркомании, а в конечном итоге – в неумение найти своё место в жизни, невозможно получить образование и профессию, создать семью [5; 9; 10].
Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в метах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке [1].
Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – образовательные учреждения, в которых содержаться (обучаются, воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке [1].
Социальный сирота – ребенок, родители которого лишены родительских прав или в силу каких-либо причин не в состоянии выполнить свои родительские функции.
Детский дом – это государственный социальный институт, призванный хоть в какой-то мере заменить ребёнку семью. Мы рассмотрим, какие социальные функции выполняет семья, и сможем определить, какие функции должен выполнять детский дом как социальный институт – «заменитель» семьи.
Социолог А.Г. Харчёв выделяет следующие социальные функции семьи [27]:
Ø репродуктивная – биологическое воспроизводство населения в общественном плане, удовлетворение потребности в детях в личностном плане;
Ø воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
Ø хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
Ø экономическая – поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
Ø первичный социальный контроль – ответственность и обязательства в отношении между супругами, родителями и детьми;
Ø духовное общение – развитие личности членов семьи, духовное взаимообогащение;
Ø социально-статусная – представление определённого социального статуса членам семьи; воспроизводство социальной структуры общества;
Ø досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
Ø эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки.
Если спроектировать эти функции семьи на детский дом, то, очевидно, что детский дом должен выполнять важнейшую функцию приобщения ребёнка к социальной жизни (то есть социально-адаптивную функцию) [28].
Детский дом для воспитанников – временное место пребывания, после окончания обучения ребята выпускаются в самостоятельную жизнь. От того, насколько сумеет подготовить детский дом выпускников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути.