Социальная адаптация как цель воспитательной работы в детском доме
Выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения [1].
Позитивный опыт семейного воспитания, накопленный не одним поколением, нашёл свое отражение в разработке совремённых концепций и программ воспитания. При работе с детьми-сиротами особую актуальность приобретают труды Н.Е. Щурковой, Л.И. Маленковой, В.А. Караковского. Система воспитания, по мнению авторов, заждётся на общечеловеческих ценностях, одной из которых является «семья-это начальная структурная единица общества, естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности». Педагогам необходимо формировать у детей «образ жизни, достойной Человека», имеющего три основания «Добро, Истину, Красоту». «Достойная Человека жизнь – это жизнь, позволяющая ему максимально реализовать сущностные свойства и всю полноту функций, характерных лишь для человека как представителя наивысшей ступени биологического мира» [22].
Конвенция «ООН» о правах ребенка декларирует, что «ребёнок, временно или постоянно лишён своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».
В соответствие с международным актом и российским законодательством определён ряд форм устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Получили распространение следующие формы:
Ø усыновление;
Ø опека и попечительство;
Ø приёмная семья;
Ø патронатная семья;
Ø учреждения для детей-сирот.
Исследования вопросов воспитания в детском доме ведётся давно. Значительный практический и научный опыт накоплен как у нас в стране, так и за рубежом.
Большое значение для изучения как практических, так и теоретических проблем воспитания детей в сиротских учреждениях имеют работы А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского, А.И. Захарова. Многочисленные исследования Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, посвящены анализу неблагополучных последствий воспитания детей в государственных учреждениях [8]. Вне семьи у ребенка формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, – они просто другие. А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых, изучавшие становление личности детей, воспитывающихся в детских домах, исследовали формирование образа Я, его содержание и проявляющееся в нем отношение детей к себе. Предположительными причинами иного пути формирования самосознания в таких условиях воспитания они считают:
Ø частую сменяемость взрослых в учреждении, которая разрывает непрерывность отношений и опыта ребенка;
Ø педагогическую позицию взрослого, при которой ребенок является объектом ухода, воспитания и обучения в отличие от «событийной» позиции взрослого в семье;
Ø групповой подход к детям и отсутствие эмоционального контакта с взрослыми, что влечет за собой недифференцированность и неосознанность ребенком своего «Я»;
Ø жесткую регламентацию всех действий ребенка в учреждении, не оставляющую возможности выбора и ответственности.
Существующая система воспитания детей-сирот несовершенна и не способна решить проблему их адаптации в совремённом социуме, не достигается психологическая готовность каждого ребёнка к преодолению жизненных трудностей.
В основе воспитательной работы в Тарногском детском доме лежала идея развития личностных начал каждого воспитанника и формирование самостоятельности в процессе организации всех видов деятельности. При работе форм проведения воспитательных мероприятий и их содержания акцент делался на смыслообразующие мотивы личности воспитанников.
Существенно поменялся состав группы. Эти изменения заставили воспитателей пересмотреть прежние ориентиры, более тщательно отбирать направления формы и методы работы с детьми, исходя из уровня развития детей, их возрастных и психологических особенностей, возникающих проблем. Большое внимание уделяли формированию коллектива детей, привитие у них санитарно-гигиенических, трудовых навыков, самообслуживание и учебного труда.
Формирование у детей навыков коллективной трудовой деятельности в процессе организации генеральной уборки в группах, работы по службам (кухня, кастелянская), на уборке территории и на животноводческом комплексе, с целью формирования уважительного отношения к труду работников. Использование методов стимулирования, собственный пример педагогов, осуществление индивидуального подхода помогает воспитанию у детей положительного отношения к труду.