Особенности социальной адаптации детей на примере Тарногского детского дома. Организация и проведение исследования
Изучение особенностей социальной адаптации детей Тарногского детского дома.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Измерить уровень социальной адаптации в Тарногском детском доме в возрасте от 12–17 лет.
2. Измерить уровень социальной адаптации учеников 7 класса общеобразовательной школы.
3. Провести анализ полученных данных.
4. На основании результатов работы дать рекомендации по организации работы с воспитанниками в Тарногском детском доме с целью повышения уровня их социальной адаптации.
База исследования:
ГОУ «Тарногский детский дом» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей был открыт в августе 1995 года в деревне Игумновская, Тарногского района.
Тип учреждения: закрытый.
Ведомственная принадлежность: Министерство образования Российской Федерации, Департамент образования Вологодской области.
За эти годы было создано развитие материальной базы учреждения, разработана программа развития учреждения и подпрограммы: «Хозяин (хозяйка) крестьянского подворья», «Подготовка воспитанников к семейной жизни», «Привитие воспитанникам способов защиты и безопасного поведения», «Программа курса по экономике для воспитанников детского дома».
Детский дом работает по плану воспитательной работы. Каждый педагог имеет свой индивидуальный план, который реализует в процессе организуемой с детьми деятельности.
В детском доме разработаны правила охраны жизни и здоровья воспитанников.
В детском доме создано 6 групп. На каждой группе работают три воспитателя по сменам.
Цель детского дома: подготовка воспитанников к успешной адаптации в совремённом обществе.
Направления деятельности Тарногского детского дома:
1) изучение социальной реабилитации детей в целостной системе трудового воспитания в детском доме 7 вида через самостоятельность и индивидуальность в учебно-воспитательном процессе.
2) продолжение работы по формированию идейно – нравственных ценностей общества: Родина, Мир, Человек, Труд, Знания;
3) повышение квалификации педагогических работников через самообразование, курсы, семинары;
4) расширение, укрепление учебно-материальной базы учреждения;
5) создание условий для социальной адаптации детей в обновлённом детском коллективе на основе трудового воспитания.
Задачи:
1) создать условия для успешного прохождения 1 этапа становления детского коллектива;
2) разработать и освоить индивидуальные маршруты сопровождения развития и саморазвития воспитанников детского дома;
3) определить и апробировать оптимальные способы организации патронажа выпускников;
4) подготовить к аттестации 16 педагогических работников;
5) создание условий для социальной адаптации детей в обновлённом детском коллективе на основе трудового воспитания;
6) продолжить совершенствование системы трудового воспитания через организацию работы дворника, животноводческих бригад и др.;
7) продолжить работу по формированию идейно-нравственных ценностей общества;
8) повысить роль физической культуры и спорта в социальной адаптации воспитанников детского дома.
Содружество детского дома с другими учреждениями
Ø школы района;
Ø детские дома;
Ø дом детского творчества;
Ø дом культуры;
Ø детская спортивная школа;
Ø библиотека;
Ø музеи.
Режим работы детского дома круглосуточный.
Список администрации:
1) директор – Панова Зинаида Станиславовна;
2) заместитель директора – Архиповская Маргарита Ивановна;
3) заместитель директора по учебно-воспитательной работе – Вячеславова Татьяна Ивановна;
4) главный бухгалтер – Вячеславова Елена Протогеновна;
5) кассир – Кузьмина Тамара Николаевна.
Список специалистов:
1) социальный педагог – Дедюкова Маргарита Ивановна;
2) логопед – Архиповская Маргарита Ивановна;