Особенности социальной адаптации детей на примере Тарногского детского дома. Организация и проведение исследования
3) психолог – Ульяновская Марина Петровна;
4) инструктор по физическому воспитанию – Науменко Сергей Николаевич;
5) музыкальный руководитель – Кузьмина Ольга Валерьевна;
6) библиотекарь – Ульяновская Ольга Николаевна;
7) учитель по швейному делу – Попова Александра Михайловна;
8) медицинские работники – Силенская Светлана Игоревна;
9) учитель по столярному и сапожному мастерству – Попов Павел Николаевич.
Успех воспитательской деятельности по формированию у воспитанников готовности к самостоятельной жизни во многом зависит от усилий педагогического коллектива детского дома:
1) от целенаправленной и систематической педагогической деятельности;
2) от тщательного продумывания и отбора форм и методов работы;
3) от логичного и последовательного планирования этапов деятельности;
4) от отслеживания и постоянного анализа эффективности педагогической деятельности;
5) от своевременной коррекции нежелаемых результатов.
В детском доме проживает 40 воспитанников: 13 девочек и 27 мальчиков, разных возрастов. В детском доме содержаться дети трех возрастных групп: дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Причём лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях (см. приложение 3, график 1). Это вызвано продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, её нравственных устоев, материальных и жилищных трудностей, роста внебрачной рождаемости, увеличение числа родителей, ведущих асоциальный образ жизни, роста числа разводов и, как следствие, изменение отношения к детям.
Основными причинами увеличения числа «социальных сирот» являются:
Ø падение социального престижа семьи;
Ø материальные и жилищные трудности;
Ø межнациональные конфликты;
Ø рост внебрачной рождаемости;
Ø высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни;
Ø рост числа разводов;
Ø распространение жестокого обращения с детьми.
Из полученных нами данных мы видим, что в 3 и 5 классе больше количество учащихся, а дошкольников, первоклассников, второклассников и восьмиклассников по 1 человеку.
В ходе работы по социальной адаптации были вскрыты следующие проблемы воспитанников:
1. Проблемы социального характера:
– перегруженность детей отрицательным опытом, негативными образами, обусловленная изначальными пребыванием в неполноценной, опасной социальной ситуации;
– социальный статус ребенка-сироты – «ребенок государства».
2. Проблемы медицинского характера:
– патологические отклонения в состоянии здоровья воспитанников;
– тяжелые психические травмы, нервные расстройства, задержка развития;
– ослабленность детского организма, отставание в физическом развитии.
3. Психологические проблемы:
– ранняя депривация, деформация эмоционально-чувственной сферы, вызванная недостатком родительской любви;
– эмоциональная холодность, зажатость, отчужденность, недоверие к людям, недоброжелательное, а иногда и агрессивное отношение к ним;
– несформированность коммуникативных умений, неумение выстраивать конструктивное общение на уровне «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый»;
– повышенная уязвимость воспитанников детского дома, неспособность к самоопределению, инфантилизм;
– нарушение чувства близкой привязанности к родным (братьям, сестрам).
4. Педагогические проблемы:
– социально-педагогическая запущенность детей;
– девиантное поведение;
– низкий уровень культуры;
– высокий уровень притязаний, эгоизм, потребительское отношение к людям, слабо развито чувство ответственности, бережливости.
По результатам исследования проблем воспитанники отмечают, что сталкиваются с проблемами: в учебе, конфликт с взрослыми (учителя, воспитатели), тоска по дому.