Характеристика и особенности экологических подходов к формированию здорового образа жизни современной российской семьи
Человек – живой организм, часть биосферы. Он находится во взаимоотношении с окружающей средой и влияет на ее состояние, причем за последние столетия это влияние стало определяющим. Поэтому человеку свойственно рассматривать экологию как «обслуживающую» его благополучие дисциплину.
Считалось, что экология должна, с этой точки зрения, дать ответы, как сохранить окружающую среду в максимально ненарушенном, естественном состоянии. Однако в последнее время наметилась тенденция к рассмотрению экологии не как «обслуживающей» дисциплины, а как естественной платформы для решения социальных проблем.
Термин «экология» оказался в этом смысле очень удачным, его действительно можно трактовать расширительно. Он произошел из двух греческих слов: oikos (ойкос) – дом или жилище, logos (логос) – изучение или наука. Термин оказался удачным лингвистически, им стали обозначать вообще качество жизни в отношении состояния окружающей среды (экологически благоприятный район, экологическое благополучие).
Среди множества проблем, связанных с таким расширительным пониманием экологии, одна из важнейших – экологическое воспитание и экологическое образование. Ей уделяли внимание многие видные экологи, академики Н.Н. Моисеев, А.Л. Яншин, Г.Н. Ягодин, Н.Н. Тарасова, Г.Н. Розенберг.
Еще Гиппократ (5 в. до н.э.) говорил о влиянии окружающей природной среды на здоровье и жизнедеятельность человека.
Соединение медицинских и географо-экологических данных можно найти в трудах врача Рамацци (12 век), утверждавшего, что на здоровье людей влияют природа и социальные условия.
Экология человека как раздел экологии оформляется в 18-19 веках, особенно отчетливо заявляя о себе после Стокгольмской конференции (1972).
Соединение в человеке двух философских категорий – биологического и социального определило появление экологии человека (как организма, особи, подчеркивая биологическую сущность) и социальной экологии (общности людей, законы социума, социальная сущность).
Эволюция человека как биологического вида продолжалась на протяжении 2 млн. лет (проходя последовательно через стадии архантропов, древних и современных людей). На современном этапе ее продолжение многими учеными оспаривается, другие допускают, что эволюция продолжается, но на уровне клетки, ее макромолекул. Основное значение сейчас придается социальной эволюции и социальным законам развития.
Важнейшими глобальными проблемами современности являются проблемы здоровья, народонаселения (демографический взрыв), продовольственных ресурсов, загрязнения, урбанизации и другие.
По рекомендации ВОЗ здоровье сейчас определяется не только как состояние отсутствия болезней, но и как психическое и социальное благополучие человека. В понятие здоровья включаются также понятия общественного и профессионального здоровья, качества жизни и качества природной среды той страны, где живет человек, а также нравственное и духовное здоровье нации.
Одно из центральных мест в исследованиях по экологии человека занимает анализ демографического поведения, которое можно трактовать как систему взаимосвязанных действий или поступков, направленных на изменение или сохранение демографического состояния человеческой общности.
В настоящее время в обществе преобладает рациональный тип воспроизводства, возникав не в связи с новым скачком в развитии производительных сил, о превращением преимущественно аграрной экономики в индустриальную. Этот скачок создает материальную основу новых условий демографического равновесия и требует приведения демографического механизма в соответствие с ними.
Демографическое поведение включает действия, связанные с воспроизводством населения (брачное и репродуктивное поведение), миграцией населения (миграционное поведение), отношением к своему здоровью (самосохранительное поведение).
Экология человека признает, что главной потребностью человека является потребность в жизни. Проистекающие из природы человека как двойственного биосоциального существа потребности включают: