Основные направления профилактики ВИЧ средствами культуры и искусства
Освоение культуры находится в прямой зависимости от эффективности просветительно-образовательной деятельности, от культурологической деятельности средств массовой информации, учреждений искусств, библиотек, музеев, кинотеатров, клубных и иных культурно_досуговых учреждений, от культуросозидающего потенциала семьи и микросреды каждого индивида; однако решающую роль в этом процессе играет собственная ответственность человека за обеспечение своей идентификации с ценностями культуры, за самовоспитание в духе лучших традиций духовной жизни, за самостоятельный поиск своей индивидуальности, своего роста в культуре, органичную связь с судьбами общества, за постоянное самосовершенствование.
Анализ фундаментальных социокультурных предпосылок распространения эпидемии ВИЧ и СПИД и определяемых ими направлений организации профилактической деятельности показывает, что реализуемые в Российской Федерации программы профилактики основываются на многочисленных подходах. Авторы данного аналитического доклада считают возможным выделение, как минимум, следующих направлений профилактики, в которых используются средства культуры и искусств особенно важные в поведенческом плане. При этом считается, что наличие знаний об эпидемии ВИЧ и СПИДа и её последствиях является достаточно действенным средством для формирования охранительного поведения. Этот подход применяется при решении широкого круга социальных проблем, таких как наркомания, борьба с ксенофобией и социальной агрессией и т.д. Наиболее продуктивно информационно-просветительская деятельность осуществляется в средствах массовой информации (телевидение, радио, ресурсы Интернета, печатные СМИ и др.) [42; С.12-14]
Недостатком профилактических программ, основанных на информационно-просветительском подходе, является то, что кроме предоставления информации о ВИЧ и СПИДе, в них часто реализуется стратегия запугивания и формирование страха перед вирусом и, как следствие, перед его носителями. Большинство этих программ не включают в себя задач, направленных на реальное изменение поведения, они недостаточно интенсивны и краткосрочны.
Важнейшее педагогическое условие для реализации этого подхода – строгая дифференциация в зависимости от пола, возраста, экономических и социальных условий, характерных для «фокусных» групп населения, ориентироваться как на личность, так и на отдельные конкретные социальные группы, общество в целом.
Средства искусства в этих программах применяются в основном только как средство привлечения внимания, иллюстрации проблемы.
2. Укрепление здоровья и формирование навыков здорового образа жизни. Важной составляющей концепции укрепления здоровья является жизненная компетентность. В этом контексте наибольшее значение приобретают протективные факторы здоровья – в контрасте с концепцией факторов риска, которая учитывает состояние личности и среды, влияющее на развитие болезни. Основной целью программ укрепления здоровья является развитие здоровой личности, проявляющей здоровый жизненный стиль, в котором поведение человека рассматривается не изолированно, а вместе с социальной сетью личности. Таким образом, эта программа ориентируется на изменение среды, поскольку важность социальной и культуральной ситуации для их реализации очевидна.
Группы, в которых проводится обучение здоровью, преимущественно охватывают учащихся, поскольку в контексте школьного обучения возможно регулярное и систематическое образование. Кроме того, работа проводится с микросредой – семьей общностью, в которой живет ребенок. Таким образом, концепция укрепления здоровья интегрирует социальную среду и связанные с ней группы взрослых; она подразумевает изменение типа и структуры общего школьного и дополнительного (внешкольного) образования.
Действия на ее основе рассчитаны на длительный позитивный эффект результате усиления личностных ресурсов и готовности людей их использовать.
3. Социальное воспитание и формирование жизненных навыков. Жизненные навыки – это те навыки личного поведения и межличностного общения, которые позволяют людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими и вносить изменения в окружающую среду. Данный подход базируется на понятии изменения поведения и использует методы поведенческой модификации и терапии.
Преимущественными техниками в ходе реализации таких программ являются ролевые игры, техники усиления определенных видов социального влияния и т.д. Данный подход рассматривается как относительно успешный, так как он достигает цели, формируя навыки охранительного поведения, предотвращая или «отодвигая» начало употребления наркотиков. Исследователями отмечается успешное влияние указанного подхода на прекращение многими подростками курения, повышение ответственности в сексуальном взаимодействии, подчеркивается его важная роль в формировании системы позитивных ценностей, целей, а также лидерских качеств молодых людей.