Основные направления профилактики ВИЧ средствами культуры и искусства

Средства искусства и культуры применяются в этих программах не как самодостаточные, а как подчиненные общим задачам изменения навыков общения, поведения и деятельности. Приоритет отдается иллюстративным и игровым формам взаимодействия с произведениями искусства, которые не предполагают формирования глубокого эмоционального отношения к искусству.

4. Аффективное (эмоциональное) воспитание позволяет сосредоточиться на коррекции и развитии чувственных (аффективных) ощущений и переживаний индивида, а также формировании навыков управления эмоциями. Аффективное обучение базируется на учете того, что в группах риска, которые наиболее уязвимы для ВИЧ_инфекции (наркоманы, проститутки, гомосексуалисты и др. группы), часто отмечается эмоциональная дисфункция, трудности в определении и выражении эмоций; низкая самооценка; слабое развитие навыков принятия решений.

В рамках этой концепции выделяются следующие цели: повышение самооценки, определение значимых личностных ценностей; развитие навыков распознавания и выражения эмоций; развитие навыков принятия решений; формирование способности справляться со стрессом. Основная часть данной модели является компонентом развивающихся в последнее время программ развития “жизненных навыков”.

Произведения искусства применяются в аффективном обучении как одно из наиболее действенных средств формирования эмоционального настроя, релаксации и эмоционального самовыражения.

В индивидуальном и групповом воздействии возможно использование методов творческой деятельности – музицирования, рисования, пластического самовыражения (танец) и др.

5. Социально-культурная анимация. Эта деятельность предполагает включение личности в процесс активного творчества, которое становится источником новых эмоциональных состояний и социальных взаимодействий, на основе которого формируется определенный тип целесообразной активности.

Можно выделить несколько вариантов программ социально-культурной анимации, которые основываются на модели «оживления» социальных связей личности:

– программы интенсивной специфической позитивной активности (например, путешествия с приключениями), которая как вызывает сильные эмоции, так и предполагает преодоление различного рода препятствий; комбинация специфических личностных потребностей со специфической позитивной активностью (например, арттерапия, тренинг спонтанного творческого самовыражения);

– поощрение участия во всех видах такой специфической активности (например, театральная активизация зрителей, заставляющая их стать участником);

– создание стабильных анимационных групп, осуществляющих включение молодых людей в постоянные виды социально-культурной деятельности, социального участия и волонтерство и т.д., что позволяет развивать жизненную позицию участников, создавать предпосылки для личностного роста.

Данные программы особенно эффективны для групп высокого риска аддитивного и других форм отклоняющегося поведения, которые имеют повышенный риск получения ВИЧ-инфекции. В отличие от иных подходов, социально-культурная анимация рассматривает произведения искусства как источник глубокого переживания, диалогического взаимодействия. Здесь применимы все виды искусства, особенно пространственно-временные (театр и ролевое взаимодействие, т.н. театральная анимация). Приоритет отдается творчеству, в самых разных его проявлениях: от художественного – до социального творчества[45; С. 35-55].

Уровень применения этих средств может варьироваться в каждом из подходов, но общая закономерность такова, что эффективность профилактической работы возрастает прямо пропорционально росту интеграции задач, реализуемых в данных программах. В этой связи в современной российской теории социально-культурной деятельности признается приоритет социально-культурной анимации как интегративного и целостного вида культурной практики, которая позволяет комплексно использовать когнитивный, эмоционально-аффективный и художественно-творческий потенциал искусства.

Перейти на страницу: 1 2