Правовые основы организации социальной работы с воспитанниками Центра помощи детям
Современное состояние проблемы заставляет рассмотреть исходные предпосылки и принципы формирования теории правовой культуры, проанализировать и определить круг вопросов правового знания.
Обобщенный процесс формирования знаний о правовых культурных ценностях, анализ системы средств, благодаря которой упомянутые ценности реализуются в условиях становления гражданского общества и формирования правового государства способствуют формированию современной культуры среди молодежи и молодежных объединений.
Вместе с тем, социологические и философские исследования, позволяют определить основные направления правовой культуры через развитие всего социального организма правовой культуры.
При антропологическом подходе культура понимается в качестве совокупности всех благ, созданных человеком. Социологический подход – в виде совокупности духовных ценностей: культура выступает как компонент общественной жизни. При философском подходе культура рассматривается среди явлений, выделяемых аналитически, не связанных с общественным развитием [49, С. 496].
Рассматривая правовую культуру как универсальное свойство общественной жизни, определенную позитивную роль в процессе развития ценностных представлений о культуре играет социальный организм, как процесс творческой деятельности, и как специфический способ человеческой деятельности.
Рассмотрение культуры через призму творческой деятельности характерно для авторов, специально занимающихся проблемами личности. Несмотря на имеющиеся расхождения во взглядах представителей данного направления, их объединяет анализ культуры с позиций исторически активной творческой деятельности человека и его развития как субъекта этой деятельности. Прогресс культуры при таком подходе совпадает с развитием личности в любой сфере социальной жизнедеятельности. Все это ориентирует на выделение в правовой культуре творческого и личностного начала. При возрастании роли личности в становлении гражданского общества и формировании правового государства актуальность и значимость этой концепции, следовательно, значительно повышается.
В основу классификации правовой культуры положено понимание ее как целостной системы, выявление подсистем которой создает теоретические предпосылки для выработки общей системной модели, приближенной к реальным процессам функционирования и развития человека и общества.
Анализ правовой культуры возможен в комплексе различных культур отражает мир психических процессов человеческих индивидов, поведенческая – культура опосредована в действиях и т.д.
В отечественной практике неоднократно предпринимались попытки провести ревизию действующих норм и вооружить работников социальных служб правовыми актами по вопросам социального обслуживания населения. В 1994г. был подготовлен сборник нормативных актов «Организация социального обслуживания населения» [6].
В 1997 г. вышел сборник «Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей». В нем содержатся документы, имеющие отношение к сфере социального обслуживания населения и отражающие три уровня правовой системы: международный, федеральный и региональный уровень субъектов Российской Федерации [58].
К первой группе относятся международные акты: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей» они направлены на международную защиту прав ребенка и представляют собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих права и свободы детей, устанавливающих обязательства государств по обеспечению и реализации этих прав и свобод личности.