Опытно-экспериментальное изучение формирования правовой культуры у воспитанников, оставшихся без попечения родителей
Внедрение передового опыта организации работы по вопросам повышения правовой культуры воспитанников является важнейшей составляющей по повышению правовой культуры, в том числе и правовому обучению.
О.В. Заяц в своем труде «Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций» [29] представил систематизированный материал, характеризующий накопленный опыт организационно-административной работы различных социальных служб, учреждений и организаций, функционирующих на территории Российской Федерации. В данном учебном пособии отражена деятельность социальных работников территориальных управлений (отделов) социальной защиты населения; комплексных центров социального обслуживания населения; центров социальной помощи семье и детям, центров психолого-педагогической помощи; учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации и т.д.
Основы деятельности социальных служб, учреждений и организаций социальной защиты населения, опыт социальной работы территориальных органов управления социальной защиты, опыт деятельности различных учреждений социальной защиты на территории России способствуют в целом социальной поддержке населения.
О.В. Заяц отмечает, что проблема воспитания правовой культуры личности – важнейшее условие стабильности и правопорядка в обществе, поскольку высокий уровень правовой культуры является необходимым условием (фактором) формирования правового государства, а произвол и бесправие приводят к массовым нарушениям прав и свобод личности, к отрицанию самой необходимости и ценности права. Также он описывает, что в российском обществе в течение длительного времени не существовало благоприятных предпосылок для развития правовой культуры, поскольку правовой системе были свойственны неуважительное отношение к личности, к ее правам и свободам, низкая роль судебной власти.
В настоящее время вопросы юридического образования активно обсуждаются, главным образом, на страницах периодических юридических изданий. Среди исследователей данного вопроса следует назвать З.А. Астемирова, А.А. Вербицкого, С.А. Егорова, В.В. Ершова, М.О. Исаева и другие.
Среди зарубежных исследователей выделяют таких авторов, как Э. Аннерс, Л. Фридман, К. Осакве и другие, они рассматривали вопросы формирования правовой культуры, правосознания, юридического образования в связи с изучением различных юридических дисциплин – философии права, римского права, истории государства и права.
Различные аспекты правового воспитания по формированию и повышению уровня правосознания и правовой культуры, а также формированию позитивного отношения к праву, базирующегося на определении значимости права и правовых явлений, обоснованы в трудах С.С. Алексеева, Т.И. Акимовой, В.К. Бабаева, А.Б. Венгерова, А.И. Долговой и т.д.
Особенность познания правовых ценностей состоит в том, что их постижение протекает в рамках конкретной государственности, национального правопорядка, конкретного исторического времени и менталитета народа.
Формирование правовой культуры и правового воспитания личности представляет собой двойственный процесс: накопление правовых знаний и превращение этой накопленной информации в личные убеждения. Процесс правового воспитания должен обеспечить переход правовых знаний в правовые убеждения воспитуемых, что достигается посредством изучения историко-теоретических юридических дисциплин, философии права, иных форм познания места и роли права в развитии цивилизации, его значения для минимизации социальных конфликтов, обеспечения свободы личности, так как в основе формирования правовой культуры лежит глубокое знание принципов и норм права, признание его социальной ценности. Структура вырабатываемого правового убеждения включает в себя не только знание правовых норм и уверенность в истинности этих знаний, но и постоянную готовность действовать, руководствуясь ими.