Опытно-экспериментальное исследование по выявлению сформированности правовой культуры воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей
По этим критериям и показателям были разработаны анкеты и тесты для опроса по основам правовой культуры.
Для определения уровня сформированности эмоционально-ценностного компонента правовой культуры учащихся мы воспользовались анкетным опросом, а также методикой прямого ранжирования списков ценностей М.Рокич, В.Ядов (см. Приложение 4).
Таблица № 2. Диагностика уровня сформированности эмоционально-ценностного компонента правовой культуры воспитанников на этапе констатирующего эксперимента (%)
Группа |
Уровни сформированности эмоционально-ценностного компонента правовой культуры | |||
Начальный |
Средний |
Выше среднего |
Высокий | |
ЭГ |
31,6 |
68,4 |
0 |
0 |
Из таблицы видно, что у большинства воспитанников эмоционально-ценностный компонент правовой культуры проявляется в отсутствии у них ориентации на ценности социальные, общечеловеческие и приоритет личностно ориентированных ценностей. Вместе с тем, у подавляющего большинства выявлено наличие явного интереса к изучению права.
Результаты уровня сформированности когнитивного компонента отражены в таблице 3.
Таблица № 3. Диагностика уровня сформированности когнитивного компонента правовой культуры воспитанников на этапе констатирующего эксперимента (%)
Группа |
Уровни сформированности когнитивного компонента правовой культуры | |||
Начальный |
Средний |
Выше среднего |
Высокий | |
ЭГ |
43,2 |
55,5 |
1,3 |
0 |
Из таблицы видно, что высокого уровня сформированности когнитивного компонента правовой культуры у воспитанников экспериментальной и контрольной групп не выявлено. Сами ребята обеих групп оценили уровень своих правовых знаний как средний и низкий. Сравнительный анализ самооценки и оценки уровня сформированности когнитивного компонента правовой культуры позволили констатировать достаточную объективность воспитанников в самооценке данного компонента.
Результаты анкетирования при определении исходного уровня поведенческого компонента правовой культуры и выявления мотивации правового поведения отражены в таблице 4.
Таблица № 4. Диагностика уровня сформированности поведенческого компонента правовой культуры воспитанников на этапе констатирующего эксперимента (%)
Группа |
Уровни сформированности когнитивного компонента правовой культуры | |||
Начальный |
Средний |
Выше среднего |
Высокий | |
ЭГ |
31,6 |
68,4 |
0 |
0 |