Основные подходы к образованию
На протяжении всего XX столетия подходы к образованию разрабатывались и детализировались. На их основе возникали научные школы, формировались особые отрасли знания, получившие сегодня четко выраженный научный статус: философия образования; социология образования; экономика образования и т.д. Эти подходы дают возможность всестороннего и целостного изучения системы образования.
Первой наукой проявившей интерес к образованию стала педагогика. Само её возникновение в качестве отрасли научного знания, самостоятельной научной дисциплины находилось в тесной и непрерывной связи с развитием образования. Нельзя не признать связи между образованием и научно-педагогическим подходом к нему – исторически первым подходом к образованию в системе научного знания. Этот подход сформировался в XVII – XIX в.в.
В XVII веке Ян Коменский создает выдающееся педагогическое произведение «Великая дидактика», которое является началом современной науки о процессе энциклопедического обучения. Я. Коменский выступает с идеей разносторонних социальных преобразований. Он требовал установления международного сотрудничества в области науки и образования. Выдвинул идею всеобщего начального обучения на родном языке. Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию – «Материнская школа». В основу познания и обучения он поставил чувственный опыт и теоретически обосновал, подробно раскрыл принцип наглядности. О наглядности говорили и педагоги – гуманисты, но это было простое снабжение книг рисунками, без теоретического обоснования, которое дал Я. Коменский. Он требовал, чтобы учения начиналось не со словесного толкования о вещах, но с предметного наблюдения над ними. Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности обучения Я. Коменский противопоставил требование сознательности учения. Он писал: «Ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понятно рассудком». Ученики с помощью учителя должны ясно осознать, «какую пользу приносит изучаемое в повседневной жизни».
Я. Коменский выдвинул требование посильности обучения для обучающихся – «Детям нужно давать для обучения только то, что доступно их возрасту». Его рекомендации принципов и правил учебной работы до сих пор, в основных чертах, применяются в общеобразовательных школах различных стран. Его учебники получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в XVII – XVIII в.в.
В XIX веке швейцарский педагог-демократ И.Г. Песталоцци (1746 – 1827 г.г.), основоположник теории начального образования, связывает обучение и развитие ребенка с психологией, он пишет: «…Целенаправленное воспитание необходимо каждому человеку, так как предоставленный самому себе, стихийно развивающийся человек не достигнет той степени гармоничного развития всех своих человеческих сил, которая требуется от него как члена общества…». До И.Г. Песталоцци необходимость соединения умственного и физического труда в образовании обосновывали тем, что окружающий на мир познается более полно. Он же указал на то, что навыки, в крайне простых делах и затем в более сложных, дают возможность человеку умения действовать, так как разум, всего лучше развивается посредством занятий, связанных с трудом и практикой.