Основные подходы к образованию
В середине XIX века об образовании высказывал свои мысли выдающийся немецкий педагог Адольф Дистервег (1790 – 1866 г.г.). Задача школы, по его мнению, заключается в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан. А. Дистервег видел в психологии «основу науки воспитания». Он подчеркивал, что ценность имеют только те знания и навыки, которые приобретены учеником самостоятельным путем. Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. По его мнению, необходимо уделять основное внимание, в начале обучения, на развитие навыков самостоятельно работать над усвоением учебного материала. В средней школе, вооружать учащихся разносторонними и глубокими научными знаниями. Наилучшей формой обучения А. Дистервег считал – вопросный способ преподавания, метод, который развивает творческое мышление ученика. Огромное значение А. Дистервег преподавал систематической работе учителя над собой.
Все классики, начиная с древних времен, акцентировали внимание в своих теориях образования и воспитания на развивающем индивидуально – личностном их характере. Вместе с тем, образование должно быть наполнено социальным содержанием. Если взять школу или класс, представляющий собой как бы социальный организм, то в нем можно наметить «позиции»: социальная активность (активное участие в жизни класса, их активность переходит на других); социальная пассивность (нужно приложить усилие, что бы заставить работать); псевдосоциальная активность (человек под видом заботы об общем занят устройством своих дел); антисоциальная активность (скучающие ученики и не могут чем-нибудь заняться, стараются тогда всему помешать и всё спутать).
Каждый ученик таков, как определяется его активность всей окружающей социальной ситуацией. Этот мотив социальной органичности и индивидуальности должен быть принят во внимание и использован в практике воспитания.
В последнее время социальное направление педагогики начинает изучать природу класса, сознавая всю важность этого вопроса в регуляции педагогического процесса. Педагогический процесс нельзя понимать только как обучение. Немецкий философ И. Гербарт (1776-1841 г.г.) говорил о «воспитывающем обучении», что очень тесно связано с современным преобладанием интеллектуализма. То есть единственный верный путь воздействия на душу ребенка – это область интеллекта. Организуя умственную жизнь ребенка, мы тем самым, воспитываем его. «…задача педагога – научить детей жить их детской жизнью» - педагог-просветитель С.Т. Шацкий («Годы исканий». При правильной постановке задачи обучения, дети оказываются по-настоящему заинтересованными и вовлеченными в педагогический процесс.
Еще Платон указывал на то, что каждый человек хранит идеи в себе, так что ничего нельзя вложить в человека, кроме того, что уже у него есть. Усвоение всякого побочного материала (в кружках, на дополнительных занятиях по интересам и т.д.), происходит иногда гораздо успешней, чем основного. Здесь первенствующую роль играет добровольный интерес. Педагогика не есть техника, но – творческая работа.
Успех обучения зависит от умения преподавателя определить соотношение между чувственным и смысловым материалом, приняв во внимание уровень развития учеников. Без чувственной стороны у детей нет интереса, без усвоения смысловой стороны – нет воспитания и развития ума.