Основные подходы к образованию
На основе взаимосвязей социального института образования с другими социальными институтами можно выделить пять парадигм образования: 1. Государственно-образовательная. 2. Производственно-образовательная. 3. Научно-образовательная. 4. Культурно-образовательная. 5. Семейно-образовательная.
Основой государственно-образовательной парадигмы является выявление различного типа зависимостей между государством и образованием. Существует по меньшей мере три типа связи: жесткая, ослабленная, свободная.
В примитивном обществе, когда еще не сформировался институт государства (и образование как социальный институт тоже) естественно предположить отсутствие связи между государством и образованием. Образование понималось как передача навыков и традиций. Характер связей зависит прежде всего от типа государства, в рамках которого рассматривается образование. Эта зависимость выступает в двух основных разновидностях – экономической (материально-финансовой) и духовной (содержательно-идеологической).
Особенностью государственно-образовательной парадигмы заключается в том, что она позволяет рассматривать возможности и перспективы образования в тесной связи с типом, характером и уровнем развития государства. Такой подход допускает осуществление одного из вариантов общего прогнозирования развития образования.
Производственно-образовательная парадигма – рассматривает различные формы превращения требований производства в те или иные системы профессионального образования и подготовки кадров для него. Существуют соответствующие образовательные стандарты, выступающие средствами развития профессионального образования. Производственно-образовательная парадигма в значительной степени касается перспектив и процессов изменения этих стандартов.
Научно-образовательная парадигма – зависимость образования от науки (и наоборот) определяется тем, насколько полно и глубоко используются достижения науки в развитии образования, как они отражаются в его содержании. Эта зависимость определяет уровень образования: чем лучше используются новейшие достижения науки, тем он выше. Перспективы развития образования напрямую связаны с возможностями перевода достижений и языка науки в материал учебно-образовательного процесса. Насколько успешно будет развиваться этот процесс, зависят и перспективы науки. Научно-образовательная парадигма оказывается важным инструментом моделирования процессов, происходящих в образовании.
Культурно-образовательная парадигма – ни с одним социальным институтом образования не связано так прочно, как с культурой. И образование, и культура как социальные институты передают опыт поколений, сохраняют и воспроизводят ценности, организуют взаимодействие учреждений и групп людей в ходе производства, воспроизводства, сохранения и распределения духовных ценностей. Осуществлялись эти функции образованием и культурой на протяжении всего процесса развития общества.
Семейно-образовательная парадигма – семья выступает первичным «образовательным» институтом, именно с неё начинается обучение и воспитание. В этом смысле уровень развития образования зависит от этой базы. Связь между образованием и семьей зависит от прочности семьи как социального института. Раскрывая суть семейно-образовательной парадигмы, имеет смысл рассматривать несколько типов связей между семьей и образованием. Специфика их проявления состоит в том, что они существуют актуально, в каждый конкретный период общественного развития и в его рамках определенным образом соотносятся между собой. Так, в современных условиях применительно к России можно установить существование разных типов этих связей – жесткого, где в семье проблемы образования её членов является главным, и ослабленного где проблемы образования не главные, но занимают свое определенное место, и свободного и осознанного выбора и есть немало семей, в которых вопросы по образованию вообще не рассматриваются.