Особенности и тенденции генезиса институтов клубной системы
Сознательное формирование нового института – разновидность планируемой культурной инновации. Чтобы распространение («внедрение») культурной инновации было успешным, необходимо, чтобы она соответствовала элементам культурного пространства, в которое она «погружается». Если такое соответствие для культурной инновации достигнуто, на первый план выступает фактор сравнительной эффективности выполнения той или иной функции вводимым феноменом по отношению к уже существующим субститутам. Если же требования соответствия среде «сцепления» со средой не учитываются, будут необъяснимыми ситуации, когда действенный «сам по себе» экономический институт оказывается неэффективным и адекватным ему среде. В таком контексте следует использовать понятие «институциональной сделки» или «деятельности, предпринимаемой в соответствии с новыми экономическими условиями с целью установления нового институционального устройства». Если другие субъекты не найдут привлекательным предлагаемый «товар» – проект нового институционального устройства, – сделка не состоится, новый институт не начнёт функционировать.
Прежде чем перейти к институциональному проектированию муниципального клубного института, рассмотрим совокупную деятельность клубной системы.
Полноценная клубная система обычно используется эксклюзивными частными клубами, оказывающими услуги в премиальном секторе рынка. Важным параметром при её выборе является то количество членов, на которое рассчитан клуб, поскольку для смешанных общественных благ, как правило, характерно потенциальное переполнение. Переполнение означает, что при достаточно значительном числе пользователей блага дальнейшее увеличение их численности приводит к тому, что индивиды начинают мешать друг другу. Иными словами, исчезает несоперничество в потреблении, так, что издержки предоставления данного блага дополнительному потребителю уже не равны нулю.
Когда пользователей смешанного общественного блага несколько – они делят между собой как выгоды, так и издержки. Прообраз такого поведения – создание клуба, ведающего плавательным бассейном.
Теория клубов даёт ответ на вопрос, при каких условиях распределение выгод и издержек, связанных с общественными благами, является оптимальным. Клуб же оптимизирует, с одной стороны, количество производимого смешанного блага, а с другой – численность собственных членов. Обе задачи должны быть решены совместно, что и составляет центральный пункт теории клубов.
В западной практике считается, что количество членов гольф-клуба при 18-луночном поле должно составлять от 350 до 475 человек, поскольку большее количество вызывает ряд проблем с резервированием времени, создаёт перегруженность клуба и приближает эксклюзивный частный клуб к открытым (daily-fee), где платится только взнос за игру, а это может негативно сказаться на имидже клуба.
Также считается, что необходимый процент увеличения членства, необходимый клубу, 5–10 % в год, что напрямую связано с естественным выбытием членов: переезд, занятость в бизнесе и т.д. [6, с. 89].
Решение поставленной задачи на практике реализуется путём рекомендации потенциальных членов клуба, что представляет собой привилегию и обязанность существующих членов клуба.