Права ребёнка в Республике Беларусь
Приведенные данные, на наш взгляд, свидетельствует о том, что в Беларуси не выполняются положения Конвенции в части обеспечения права детей на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного и нравственного развития ребенка, и до настоящего времени не приняты действенные меры по созданию комплексной государственной системы, способной обеспечить координацию политики и правоприменительной деятельности государственных и общественных структур для решения проблем профилактики и предупреждения преступности несовершеннолетних и социальной реабилитации подростков, вступивших в конфликт с законом.
При этом важно отметить, что направление уголовной политики в отношении несовершеннолетних в плане ужесточения мер наказания не только не соответствует положениям Конвенции и других международных документов, предусматривающих стандарты и правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, но и не согласуется с закрепленными в Конституции страны принципами правового демократического государства.
Выше было отмечено, что присутствие и деятельность ЮНИСЕФ в странах региона были обусловлены теми проблемами, которые явились следствием изменений переходного периода, а основными факторами, определившими направление политики Фонда, признаны рост подростковой преступности, распространение алкоголизма, наркомании и проституции среди молодежи.
Свидетельством того, какое огромное значение международное сообщество придает проблеме правосудия в отношении несовершеннолетних, является количество и обстоятельность принятых Генеральной Ассамблеей ООН по этому вопросу документов. Такими документами, которые, как признал Комитет по правам ребенка, призваны соответствующим образом обеспечить осуществление странами положений Конвенции, являются:
Минимальные стандартные правила ООН по отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила"), 1985 г.;
Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 г.;
Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), 1990 г.
"Пекинские правила", принципиально важное значение которых состоит в регламентации основных правил судебного процесса по делам о несовершеннолетних, призывают государства-члены к созданию условий, позволяющих обеспечить такую жизнь подростков в обществе, которая в тот период жизни, когда они наиболее склонны к неправильному поведению, будет благоприятствовать процессу развития личности, в максимальной степени исключая возможность совершения правонарушений и преступлений.
В то же время Правила констатируют, что правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних. Понятна поэтому озабоченность Комитета по правам ребенка, отраженная в итоговом докладе в рамках Общей дискуссии по вопросам отправления правосудия по делам несовершеннолетних (1995), в связи с тем обстоятельством, что во многих государствах система правосудия не соответствует принципам и положениям Конвенции о правах ребенка.
Отметим, что государственная политика Республики Беларусь в отношении несовершеннолетних, попадающих в сферу деятельности правоохранительных органов или системы правосудия, не претерпела существенных изменений после обретения суверенитета. Как и все бывшие республики, входившие в состав Советского Союза, Беларусь относится к государствам, где не создавалась специальная система правосудия по делам несовершеннолетних. Реализация концепции судебно-правовой реформы, которая была одобрена высшим органом законодательной власти республики в 1992 г., предусматривала кардинальное обновление действующего законодательства с целью приведения его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, и в частности возможность создания специализированных судов по делам несовершеннолетних. Реальность такова, что приходится констатировать: до настоящего времени в республике не приняты необходимые решения и не принимаются соответствующие меры по разработке теоретической и практической базы для создания судов по делам несовершеннолетних. В области нормативной базы, призванной обеспечивать гарантии соблюдения прав несовершеннолетних в процессуальной деятельности правоохранительных органов и органов системы правосудия, положение дел также фактически не изменилось. Разработанные несколько лет назад проекты новых уголовного и уголовно-процессуального кодексов находятся без движения в действующем в настоящее время парламенте. При этом следует отметить, что не проводилась международно-правовая экспертиза проектов на предмет оценки соответствия положений этих актов требованиям международно-правовых стандартов. Более того, в рамках национальной правовой системы такое понятие, как правосудие для несовершеннолетних (согласно международной терминологии "ювенальная юстиция"), не является официально принятой правовой конструкцией или понятием, которому бы придавалось особое значение в законодательной политике или правоприменительной практике.