Права ребёнка в Республике Беларусь
Однако, несмотря на законодательно обеспеченные основы правового механизма, утвержденный в апреле 1995 г. Национальный план действий по охране прав ребенка на 1995—2000 гг., созданную в 1996 г. Национальную комиссию по правам ребенка, утвержденные указами Президента Республики Беларусь "Основные направления государственной семейной политики" и программу "Дети Беларуси", реальное положение дел свидетельствует о том, что в Беларуси еще не сформирован механизм реализации государственной политики в области защиты прав и законных интересов детей, обеспечения их выживания и развития. Ведь сам по себе факт наличия правовых актов, регламентирующих права детей и защиту их интересов, еще не является гарантией их юридической и социальной защищенности.
Конвенция о правах ребенка является тем документом, который не только обеспечивает легитимную основу для сотрудничества с правительствами и неправительственными организациями стран-участниц. Как международный договор, имеющий обязательную силу для присоединившихся государств, Конвенция в соответствии с принципами и нормами международного права обязывает государства нести правовую ответственность за свои действия в отношении детей перед международным сообществом.
Представительство регионального бюро ЮНИСЕФ официально заявило о начале своей деятельности в Республике Беларусь в марте 1997 г. Однако фактически деятельность Детского фонда ООН в стране осуществляется с конца 1994 г., когда по совместной инициативе фонда и Правительства Республики Беларусь был проведен анализ положения женщин и детей в республике, результатом чего явился опубликованный Национальный доклад "Дети и женщины Беларуси: сегодня и завтра".
В течение 1995—1997 гг. Детский фонд ООН тесно сотрудничал с министерствами образования, здравоохранения и социальной защиты, а также такими известными в республике общественными организациями, как Белорусский детский фонд, Христианский детский фонд, Белорусский комитет "Дети Чернобыля", Белорусский детский хоспис, Белорусская ассоциация родителей детей-инвалидов.
При содействии и непосредственном участии этих организаций ЮНИСЕФ оказывал гуманитарную помощь в виде поставок медицинского оборудования, вакцин и медикаментов в родильные дома и детские больницы, специального оборудования для детей-инвалидов, одежды, обучающих материалов и спортивного инвентаря, учебных принадлежностей и других необходимых средств материального обеспечения для школ-интернатов, расположенных в Чернобыльской зоне.
Юридическим основанием для официальной деятельности ЮНИСЕФ в Беларуси является подписанное в мае 1992 г. Соглашение относительно создания в Минске Временного отделения ООН, положения которого распространяются на Представительство Детского фонда. Фактически согласованный сторонами проект Соглашения о сотрудничестве между Детским фондом ООН и Правительством республики скорее всего будет подписан только в начале будущего года.
С октября 1997 г. деятельность Представительства в Беларуси была сконцентрирована на реализации проектов, разработанных совместно с государственными и неправительственными структурами в рамках трех основных программ: "Дети Чернобыля", "Распространение знаний о правах ребенка" и "Здоровье и развитие молодежи".
Программа "Дети Чернобыля" реализуется при деятельном участии республиканской общественной организации Белорусский комитет "Дети Чернобыля" и предусматривает комплекс мероприятий по оздоровлению детей, проживающих в зоне радиационного загрязнения, социально-психологическую и педагогическую реабилитацию этих детей и их семей, а также выращивание экологически чистой продукции на зараженных территориях.
В рамках программы "Распространение знаний о правах ребенка" поддерживается профессиональная инициативная деятельность сотрудников Национального института образования по совершенствованию методик преподавания спецкурса по правам ребенка в учебных учреждениях разного уровня и оказанию консультативной педагогической, психологической и иной методической помощи.
Третья программа "Здоровье и развитие молодежи" направлена на защиту детей и подростков от многочисленных факторов риска, которым они подвергаются как в семье, так и в обществе переходного периода. Программа включает в себя такие проекты, как "Здоровый образ жизни и профилактика СПИД", "Защита репродуктивного здоровья молодежи", "Работа с детьми и подростками в молодежных клубах и объединениях", создание информационно-координационных центров и "Интернет-кафе". Особый акцент в рамках указанной программы был сделан на осуществление проекта "Дети в приемной семье". Основная деятельность в проекте сосредоточена на совершенствовании методик поведенческой адаптации приемных родителей и детей, находящихся в детских домах семейного типа, на развитии деятельности педагогов и других специалистов, работающих в детских домах, и подготовке детей и подростков к самостоятельной жизни в обществе.