Права ребёнка в Республике Беларусь
Очевидно, что такая государственная политика плохо согласуется с принятыми международно-правовыми обязательствами Республики Беларусь. Именно поэтому вопросы прав ребенка, нуждающегося в мерах специальной защиты, и создание комплексной системы профилактики и предупреждения преступности среди несовершеннолетних государственные структуры, институты гражданского общества должны признать важнейшей социальной проблемой, требующей принятия неотложных мер.
Поскольку ЮНИСЕФ надлежит играть особую роль в оказании помощи правительствам в реализации положений Конвенции и принимая во внимание состояние дел в Республике Беларусь по соблюдению международно-правовых норм и принципов, нельзя не признать очевидную необходимость оказания республике помощи для осуществления первоочередных мер по формированию основных элементов системы для приведения политики и практики правосудия в отношении несовершеннолетних в соответствие с международно-правовыми стандартами. Для достижения конкретного результата необходимы серьезные институциональные преобразования, кардинальная реформа в законодательной политике и принципиальное изменение подходов в правоприменительной практике.
ЮНИСЕФ видит свою задачу, в частности, в оказании содействия созданию системы, ориентированной не на борьбу с преступностью несовершеннолетних, а на установление в Республике Беларусь системы "ювенальной юстиции", включающей в себя в первую очередь комплексную систему мер профилактики и предупреждения преступности несовершеннолетних, а также меры, обеспечивающие достижение главной цели — социальной реинтеграции несовершеннолетних правонарушителей.
Эффективная политика в интересах детей в каждой стране должна основываться на точном знании и понимании настоящего положения детей, их потребностей и способов наилучшего удовлетворения этих потребностей. В то же время очевидно, что выполнение государством принятых международно-правовых обязательств не может быть обеспечено без создания постоянно действующих независимых механизмов защиты прав детей. Это более чем актуально для Республики Беларусь, поскольку происходящие в обществе процессы социально-экономических и политических преобразований самым негативным образом отразились на положении социально незащищенных групп населения республики. Задача состоит в том, чтобы создать такой орган, который мог бы выступать в защиту интересов детей, проводя при этом критический анализ государственной политики и являясь своего рода рупором детей. Кроме того, такой орган должен быть источником достоверной информации о положении детей.
Концепция создания независимых органов для мониторинга деятельности правительства в области защиты прав личности впервые была разработана в Швеции, где в 1809 г. был назначен первый в истории омбудсмен — уполномоченный по правам человека. Традиционно омбудсмены — это уполномоченные по всему спектру прав человека. Однако опыт стран, которые имеют многолетнюю историю деятельности института уполномоченных по правам человека, привел к осознанию того факта, что, поскольку проблемы детей в основной своей сути отличаются от проблем взрослых, необходимы отдельные механизмы, способные обеспечивать соблюдение прав и защиту их законных интересов.
Комитет по правам ребенка, рассматривая доклады стран о выполнении положений Конвенции, также пришел к выводу о том, что создание независимых ведомств уполномоченных по правам ребенка должно быть неотъемлемым компонентом мониторинга, необходимого для проверки выполнения страной своего обязательства соблюдать права ребенка.
2 июля 1998 г. в Минске по инициативе Представительства ЮНИСЕФ совместно с Национальной комиссией по правам ребенка и с участием представителей органов государственной власти и управления, прокуратуры, суда, общественных организаций, средств массовой информации был организован "круглый стол" по обсуждению вопроса о возможности введения в республике поста уполномоченного по правам ребенка. С международной практикой организации и деятельности института уполномоченного участников познакомил Питер Ньюэлл (Лондон) — консультант ЮНИСЕФ, Председатель Совета Международной организации развития прав детей, созданной в 1992 г. для содействия выполнению странами Конвенции о правах ребенка. В ходе развернувшейся дискуссии большинство участников "круглого стола" высказались за введение такого института в республике, как необходимого механизма обеспечения реального соблюдения прав детей и защиты их законных интересов. Итогом заседания явилось принятое на основе консенсуса решение инициировать создание под эгидой Национальной комиссии по правам ребенка рабочей группы по разработке общей стратегии развития и концепции института уполномоченного по правам ребенка, включая предложения по приемлемой для Беларуси модели и механизму учреждения такого института.