Социально-психологическое исследование профессии «социальная работа» (профессиограмма социального работника)
С целью более глубокого исследования профессии «социальная работа» мы изучили профессиограмму социального работника[41].
Профессия "Социальный работник" по предмету труда относится к типу - "человек-человек"; по характеру труда является профессией творческого класса[42].
Назначение профессии: оказание помощи и поддержки нуждающимся гражданам (детям-сиротам, инвалидам, многодетным матерям, одиноким престарелым людям, страдающим от алкоголизма и наркомании и т.д.)[43].
Основные решаемые задачи[44]:
o изучение личности и ее окружения;
o анализ различных ситуаций;
o предвидение и предотвращение конфликтов;
o установление контакта с детьми;
o создание атмосферы доброжелательности;
o индивидуальный подход в работе с людьми;
o исследование личности, межличностных отношений в микросоциуме;
o выявление конфликтных ситуаций, отклонений в поведении;
o составление рекомендаций по консультативно-коррекционной работе;
o деятельность по реабилитации и реадаптации людей, имеющих отклонение от нормы в физическом, психическом и социальном развитии;
o профилактика явлений дезадаптации социальной, культурной, психологической;
o работа с людьми девиантного поведения;
o помощь в реализации прав и свобод личности;
o помощь в адаптации личности к конкретным жизненным условиям;
o консультирование;
o организация совместной социально-значимой деятельности, поддержка и стимулирование социнициатив личности и микросреды.
Профессия требует от специалиста преимущественно интеллектуальных затрат. Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает анализ, сравнение и интерпритацию данных, предложение новых решений, координацию работ, согласование действий.
Специалист осуществляет деятельность в помещении, чаще мобильный, реже за рабочим местом. Деятельность осуществляется неотрывно от коллектива. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно.
Профессионально-важные качества[45]:
Профессионально-личностные качества:
− Коммуникабельность, эмпатия, доброжелательность, деликатность, аутентичность, открытость, конкретность, самостоятельность, непосредственность, тактичность в общении, дипломатичность, отзывчивость, чуткость, милосердие, сострадание.
− Организаторские способности, способность поддерживать другого и стимулировать его на развитие собственных сил.
− Бескорыстность, честность, высокая нравственность, ответственность, высокие ценностные ориентации.
− Инициативность, работоспособность, настойчивость, дисциплинированность.
Исходя из вышеизложенного следует, что спецификой составления профессиограммы социального педагога в целях решения задач диагностики прогнозирования его профессиональной пригодности является ориентация на выявление и определение наиболее устойчивых, стабильных психологических качеств личности, которые могут обеспечивать
реализацию конкретного вида социально-педагогической деятельности. В данном конкретном случае мы остановимся на изучении ценностно–мотивационной сферы личности социального работника.