Социально-психологическое исследование профессии «социальная работа» (профессиограмма социального работника)
Ц=Цсовп - Цнесовп (шкала "Цель")
С=Ссовп - Снесовп (шкала "Средство")
Р=Рсовп - Рнесовп (шкала "Результат")
Л=Лсовп - Лнесовп (шкала "Ложь")
Недостоверными признаются результаты в случает 5 и более пропущенных утверждений, а также если Л больше 0.
Интерпретация результатов осуществляется в соответствии с таблицей.
Шкала оценки мотивации одобрения Д. Крауна и Д. Марлоу[48]
(см. приложение 5)
Данная методика использовалась нами с целью измерения уровня мотивации одобрения. Данная методика состоит из 19 суждений, на которые возможны два варианта ответов – "да" или "нет". Ответы, совпадающие с ключом, кодируются в 1 балл. Общая сумма (min == 0, max = 20) говорит о выраженности мотивации одобрения.
Код: ответы "да" на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 15, 19;
ответы "нет" на вопросы 6, 7, 9, 11, 12, 16, 17, 18.
Методика изучения факторов привлекательности профессии
Инструкция
«Обведите кружком те пункты в колонках А и Б, которые отражают то, что привлекает и что не привлекает Вас в избранной профессии. В колонке А отмечено, что «привлекает», а в Б — «что не привлекает». Отмечать следует действительно значимые для Вас пункты — то есть правила Вас не принуждают делать выбор во всех без исключения строках».
Анкета для изучения мотивации и антимотивации[49]
.
Данная анкета позволила нам исследовать мотивы и антимотивы студентов.
Испытуемым предлагается опросная анкета. Она имеет две части: в левой указаны мотивы, в правой – антимотивы по каждой группе. Справа в колонке «Баллы» опрашиваемый должен указать по бальной системе значимость присущих ему лично мотивов и антимотивов. Например, по пятибалльной системе (1,2,3,4,5) цифрой 1 отмечается ведущий (доминирующий) мотив и антимотив. При этом данные мотивы рассматриваются как факторы, которые возможно будут присутствовать в деятельности испытуемых, когда они устроятся на работу. Полученная оценочная информация обрабатывается и суммируется для получения общей картины.
Методика "Изучение факторов привлекательности профессии" [50] (см. приложение 6)
Методика изучения факторов привлекательности профессии впервые была предложена В. А. Ядовым (модификация И. Кузьминой, А. Реана).
Инструкция
«Обведите кружком те пункты в колонках А и Б, которые отражают то, что привлекает и что не привлекает Вас в избранной профессии. В колонке А отмечено, что «привлекает», а в Б — «что не привлекает». Отмечать следует действительно значимые для Вас пункты — то есть правила Вас не принуждают делать выбор во всех без исключения строках».
Обработка
По каждому из 11 факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент значимости определяется как:
КЗ=( n + m )/ N ,
где: N - объем выборки (количество обследуемых), n — количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А, m - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б.
Коэффициент значимости может изменяться в пределах от-1 до +1.
Тест