Характеристика основных нормативно-правовых документов Российской Федерации, регулирующих организацию социальной работы в исправительных учреждениях

В целях стимулирования приобретения осужденными специальности профессиональная подготовка и получение профессионального первоначального образования учитывается при определении степени их исправления. Профессиональная подготовка и профессиональное образование не содержат карательных элементов, но правила режима отбывания наказания должны обеспечить привлечение отдельных категорий осужденных к обучению.

Законодатель не случайно отнёс общественное воздействие к основным средствам исправления осужденных. Достижение главной цели исполнения наказания - исправления осужденных - является важной государственной задачей, а участие общественности в её решении - важным критерием эффективности преобразований в уголовно-исполнительном системе. Социологические исследования показали зависимость состояния правопорядка и законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, от участия общественных объединений в процессе исправления осужденных. Российскому обществу присущи традиции благотворительности по отношению к местам лишения свободы. Основными формами участия общественных объединений являются учебно-воспитательные советы, советы воспитателей, попечительские советы, родительские комитеты. Концепция реорганизации и реформирования уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции России предусматривает дальнейшее развитие и укрепление связей между осужденными и общественными, религиозными и иными организациями. В процессе реформирования будут совершенствоваться и формы участия общественных объединений в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

Средства исправления осужденных применяются с учётом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершённого преступления, личности осужденных и их поведения. Указанное положение отражает принципы дифференциации и индивидуализации наказания, которые регулируют объём применения правоограничений или поощрительных мер и мер исправительного воздействия с учётом следующих признаков: - вида наказания, т. е. в зависимости от того, какое наказание применено судом в отношении лица, совершившего общественно опасное деяние, какие основные средства исправления будут применены в полном объёме либо частично;

- характера совершённого преступления, т. е. направлено ли оно против интересов общества, государства в целом или против конкретного лица, является ли оно насильственным, корыстно - насильственным, либо корыстным;

степени общественной опасности совершённого преступления, исходя из того, что в УК РФ деяния подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления;

основными критериями при оценке личности осужденного являются его отношение к совершённому преступлению, преступная прошлая деятельность, отношение к мерам исправительного воздействия, поведение до и во время отбывания наказания.

Впервые в законодательстве Российской Федерации, регулирующем порядок и условия исполнения и отбывания наказания, вопросам правового положения осужденных посвящена самостоятельная глава. Тем самым в работах ряда ученых [16, 23, 26] подчёркивается возросшая значимость обеспечения законности исполнения наказания, прав и законных интересов. Одной из особенностей правового положения осужденных является то, что удельный вес законных интересов, как элементов, составляющих содержание статуса этих лиц, значительно выше, чем в статусе гражданина Российском Федерации. Объясняется это тем, что законодатель преднамеренно наделяет их не правами, а возможностями, которые, как правило, обусловлены предъявляемыми к осужденным требованиями хорошего поведения, добросовестного отношения к труду и т. д. То есть в отличие от прав, законным интересам осужденных не противостоят обязанности администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Вместе с тем, осужденные могут отстаивать их, опираясь при этом на закон.

Перейти на страницу: 8 9 10 11 12 13 14 15 16