Правовые основы молодежной политики
Правовые основы молодежной политики
Под молодежью понимается социально-демографическая группа, обладающая совокупными социально-психологическими и половозрастными собенностями, проходящая стадию социализации в конкретных условиях жизнедеятельности общества. К молодежи относятся лица в возрасте от 16 до 31 года.
Молодежная политика - политика по решению актуальных проблем молодежи, реализуемая в деятельности государственных, региональных и местных органов власти, молодежных организаций и других общественных объединений.
Государственная молодежная политика представляет собой систему направленных на поддержку молодых граждан политических, экономических, социальных, организационных и правовых мер, осуществляемых государством для социального становления и развития молодежи в целях наиболее полной реализации ее потенциала в различных областях жизнедеятельности общества [20, с. 9].
Государственная молодежная политика в Республике Беларусь осуществляется на основе Конституции Республики Беларусь [1] и других основополагающих законов, основным из которых является Закон Республики Беларусь от 24 апреля 1992 г. "Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь" [2]. В соответствии со статьей 32 Конституции Республики Беларусь молодежи гарантируется право на духовное, нравственное и физическое развитие. Государство призвано создавать необходимые условия для свободного участия молодежи во всех сферах жизнедеятельности общества. В других статьях Конституции (статьи 45, 47, 49, 64, 92) гарантируется право молодежи на охрану здоровья, получения жилья, образования и участие в общественно-политической жизни страны [1]. В соответствии с законом Республики Беларусь "Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь" определяются семь основных принципов этой политики (статья 5):
- сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;
- последовательность государственной молодежной политики;
- научная обоснованность и комплексность разработки государственной молодежной политики;
- учет интересов и потребностей молодых граждан;
- обеспечение защиты прав и законных интересов молодых граждан;
- гласность государственной молодежной политики;
- привлечение молодежи к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и всего общества [2, с. 10].
Принципы государственной молодежной политики являются определяющими для принятия других законодательных актов по актуальным проблемам молодежи.
Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко уделяет особое внимание решению актуальных проблем молодежи. По его инициативе принят комплекс мер по решению жилищных проблем молодежи, развитию национальной системы образования, гарантированному трудоустройству выпускников высших и средних специальных учебных заведений; финансируются за счет бюджетных средств различные молодежные программы, осуществляется финансовая поддержка студентов, учащихся, школьников.
Важным этапом в формировании законодательной базы в области государственной молодежной политики явился Указ Президента Республики Беларусь от 17 июня 1996 г. № 215 "О первоочередных мерах по реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь". В соответствии с этим Указом определен комплекс мер по качественному улучшению социально-экономических и социально-бытовых условий жизни молодежи, созданию благоприятных условий для духовного, культурного и физического ее развития, формированию правовой и нравственной культуры, установлению социальных гарантий для различных категорий молодежи в области образования, труда и занятости, организации досуговой деятельности; осуществлению реальной поддержки молодых семей, талантливой молодежи, молодежных и детских общественных объединений, а также развитию международного сотрудничества белорусской молодежи с зарубежными сверстниками [9, с. 107].
В Законе "Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь" [2] определяются основные принципы и направления государственной молодежной политики. На основании данного закона органы государственного и местного управления обязаны осуществлять систему социальных, экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку и социальную защиту молодежи, способствовать ее гражданскому и профессиональному становлению, развитию социальной активности [2, с. 10-11]. Характерно, что этим законом определяется особый правовой статус молодежи, гарантии реализации ее основных прав и обязанностей. Молодым людям обеспечиваются социальные и экономические гарантии, связанные с особенностями их социального статуса, несовершеннолетние молодые люди находятся под непосредственной защитой государства. Для лиц моложе 18 лет устанавливается сокращенная рабочая неделя: от 14 до 16 лет - не более 24 часов в неделю, от 16 до 18 лет - не более 36 часов в неделю [15, с. 74]. Предоставляется также более продолжительный отпуск, не допускается работа в ночное время и выходные дни. В то же время молодым людям на основе этого закона предоставляется возможность на льготных условиях осуществлять не только трудовую деятельность, но и получать кредиты на приобретение и строительство жилья, создание домашнего хозяйства, покупку предметов домашнего обихода. В законе предусмотрена особая забота государства об учащихся и студентах. Государство обязано обеспечить бесплатное среднее образование и равные возможности для поступления за счет бюджетных средств в высшие и средние специальные учебные заведения, льготы на проезд в общественном транспорте [2, с. 11].